Игорь Петренко: Я боялся сыграть гранитную глыбу при парадном кителе

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого молодого в истории нашей страны наркома, возглавившего Военно-морской флот незадолго до начала Великой Отечественной войны. О «старорежимной» верности долгу, любовных треугольниках и сложностях патриотического воспитания юного поколения исполнитель главной роли Игорь Петренко, он же звезда «Неба», «СМЕРШа», «Водителя для Веры» и десятков других популярных фильмов, рассказал «Труду».

— Как-то вы признались, что глубинное погружение в подробности материала (например, при съемках фильма «Небо») может вызвать определенный страх — такое количество боли тебе открывается: Не возникло подобной сложности в создании образа Кузнецова?

— Нет, но тут хватало своих проблем. Николай Кузнецов — легендарная личность: масштабные поступки, принятие решений государственного уровня, влиявших на ход истории. А какой путь пройден! От самых низов через труд и непоколебимую веру в призвание к вершинам блестящей карьеры. Родился на рубеже веков в семье казенного крестьянина, работал «мальчиком» в столовой, рассыльным в Архангельском порту, окончил несколько классов духовной семинарии, в 15 лет, приписав себе два года, вступил в Северо-Двинскую речную флотилию, с отличием окончил Военно-морское училище имени Фрунзе в Петрограде. В годы Великой Отечественной войны, будучи самым молодым наркомом, вступил в противоборство с опытным и коварным противником — главнокомандующим флотом Германии Эрихом Редером...

Невозможно не испытывать пиетет перед подобной личностью — и вот это, пожалуй, мне мешало: я боялся сыграть этакую гранитную глыбу при парадном кителе. Пошел в архивы, искал человеческие стороны образа Николая Герасимовича: герой ведь должен быть живым.

— Какой факт биографии или сцена в фильме стали для вас ключевыми?

— В биографии это те самые три класса семинарии: мне кажется, они сформировали основу его духовности, помогли воспитать преданность делу, понимание роста по службе как прежде всего все возрастающей ответственности. Ведь каждая новая звезда на погонах — знак того, что и решения ты должен находить золотые, а не надеяться на нижестоящих командиров и отдыхать, надвинув пилотку на глаза. Это позволило не потерять себя среди самого высокого военного состава, где отношения ой как непросты — разногласия, интриги, давление друг на друга, Кузнецова ведь тоже пытались подвинуть, и не раз. А ключевая сцена — это когда высшее командование докладывает Сталину о потерях в первые дни войны: тысячи убитых, уничтоженная техника, которую даже не успели использовать в бою. И тут встает мой герой и говорит: «Мы ничего не потеряли, мы дали врагу достойный отпор!»

Упорный труд и вера в призвание подняли Кузнецова до вершин блестящей карьеры

— Как проходили съемки?

— Производство шло в экстремальных условиях, но с такой командой не страшно ни на Эверест, ни в разведку. Знаете, удобно сниматься в полном метре, таком большом-пребольшом, что можно работать не спеша.

Но у нас сериал, а это жесткие ограничения по срокам и сюрпризы на каждом шагу. Например, выходишь на улицы города — а там современное здание или рекламный билборд в кадр лезет. Значит, нужно будет потом его как-то «перерисовывать». С другой стороны, этот плотный график помогал войти в атмосферу первых дней войны, когда, если не совершишь чуда, просто не выживешь.

— В фильме присутствует весьма драматичный любовный треугольник, когда две жены — бывшая, Наталья (Дарья Урсуляк), и нынешняя, Вера (Анастасия Микульчина), — вынуждены жить под одной крышей и вместе воспитывать ребенка от нового брака...

— Очень сложная сюжетная линия, мучительные для героев обстоятельства. Но эта неловкость между ними не перерастает в соперничество. Спасает то, что женщины понимают масштаб личности своего избранника: собравшись вместе, как говорится, на одной «льдине», они умеют уступать, пусть и не смиряются внутренне. Наталья Казимировна в большей степени ему друг и соратник, зато Вера заменяет мать. Ну а мы все — Дарья, Настя, я — на нашей «льдине» — съемочной площадке очень тепло друг к другу относились.

Играя сложный клубок отношений, сами актеры относились друг к другу с неизменной теплотой

— У вас большая военная фильмография: «Небо», «СМЕРШ», «Решение о ликвидации», «Водитель для Веры». Вы и сами — сын офицера, служившего в Потсдаме, городе капитуляции фашистской Германии. Это все связанные обстоятельства?

— Конечно. Во всех моих работах, связанных с армией, флотом, воздушными силами, присутствует образ отца. Да и сам я должен был продолжить семейную традицию. Но, когда вырос, СССР развалился, армия находилась в плачевном состоянии, ее разорили, унизили, превратили в объект дурацких анекдотов. Я пребывал в полной растерянности — куда податься? Актерская профессия стала спасением — по сути, тоже службой, в которой для меня открылось много ответственного, даже миссионерского. Счастье, когда к тебе подходят молодые ребята и говорят, что после просмотра твоего фильма решили поступить в военное училище. Да и душа по-особому раскрывается, как только я оказываюсь в кругу военных: понимаю, что нахожусь со своими людьми.

Не знаю, как бы сложилась моя карьера, окажись я реально «человеком с ружьем», — скорее всего, это была бы Чечня и все прочие конфликты, которые стояли и стоят на пути развития нашего государства. Говорю это к тому, что очень органично чувствую себя на съемочной площадке при погонах, а вот в современных гражданских историях мне не очень интересно. Родился, что ли, не в свое время? А уж если на гражданке, то БАМ строить — вот куда я бы поехал с удовольствием!

— Вы играли и Печорина — образ, весьма далекий от героических советских персонажей. Хотя тоже офицер...

— Он военный на распутье, и с этим связаны его душевные конфликты. В «Герое нашего времени» все такие потерянные, Лермонтов неслучайно не описал там ни одного ратного подвига — только ухаживания за барышнями, карты, дуэли. Дело-то происходит в глубинных гарнизонах, далеких от театра военных действий, где максимум, что может случиться, — набег горцев. Да и куда в итоге делся Печорин? Он ушел на войну. Потому что человеку в погонах невыносимо находиться в пространстве, где нет места его делу. А создать образ мне помогали знакомства с офицерами 90-х, которые так же чахли в забытых гарнизонах, где, чтобы прокормить семьи, иной раз и провода с техники приходилось срезать. Люди начинали реально сходить с ума от такого бессмысленного существования. Ведь для военного главное — долг, а растрачивать жизнь на вино и разгильдяйство означает гибель личности.

— Для вас, отца пятерых детей (двое сыновей от предыдущего брака с актрисой Екатериной Климовой и три дочки от нынешнего брака с Кристиной Бродской. — «Труд»), важно, чтобы они выросли патриотами России? Какое кино вы им показываете?

— Девочки у меня еще маленькие, мы смотрим мультики, сказки. Вот недавно «Сказку странствий» им показал с Андреем Мироновым — кстати, и сам с удовольствием пересмотрел любимый фильм детства. Погружать их в политические, военные темы, считаю, рано. Они и так видят в доме много необычного. Например, когда мы с товарищами собираемся с концертами в Донбасс и надеваем бронежилеты, каски, это не может не вызвать вопросов: почему, куда, зачем? Что касается мальчиков, то они уже начали взрослеть, но так сложилась жизнь, что я не нахожусь с ними постоянно. Мое время жестко распланировано, у них свои дела — вот и видимся все реже. Но список фильмов, которые рекомендую для просмотра, составил, и они ему следуют. Нравится им, конечно, не все: привычка к спецэффектам и развлекательному кино отдаляет молодежь от старых лент, где много пауз в кадре и рассказывается больше о человеческих чувствах, чем о сражениях. На премьеру «Адмирала» я их вовсе не позвал, там слишком много суеты, сходили потом отдельно. По дороге Матвей и Корней попросили попкорн — как же это смотреть кино и не хрустеть. Я напрягся: фильм — про громадный срез жизни, предложил им: сперва посмотрите внимательно, а потом я куплю вам все что угодно. Они как-то поникли. И я решил — пережал: пошел и все-таки купил этот самый попкорн. Минут пять — десять они им хрустели, а потом отложили пакеты: то, что на экране, оказалось увлекательнее...