Главная Культура 00:05 09 Сентября 2022 23860
Граненый символ эпохи

Почему этот стакан назвали «губастым» и за что его уважали любители «сообразить на троих»

Марина Крючкова, архивариус
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 г. Фото из открытых источников.

Николай II, объявивший в 1913 году, что 11 сентября отныне станет Днем трезвости, не подозревал, что судьба и здесь приготовила ему сюрпризец. Ровно через три десятилетия, день в день, на заводе в городе Гусь-Хрустальный выпустили граненый стакан, который стал одним из символов советской эпохи. И безоговорочно присвоил себе эту дату, превратив праздник трезвости в День граненого стакана. Как и любой символ, этот тоже овеян множеством легенд и народных баек. Начнем с главной — что граненый стакан придумала скульптор Вера Мухина.

«Стаканчики граненые / Упали со стола, / Упали и разбилися — / Разбилась жизнь моя». Этот романс в исполнении знаменитого Петра Лещенко был очень популярен в 1920-е годы, то есть задолго до официального дня рождения граненого стакана. Гранчак (еще одно название такого стакана) не раз появлялся и на картинах Кузьмы Петрова-Водкина, написанных примерно тогда же. Вот одна из них — «Утренний натюрморт» (1918). Позже художник пояснил, почему именно граненый стакан стал «героем» его натюрмортов: «Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом и скудным пайком».

Стакан на картине не очень похож на те, к которым мы привыкли: он сужается кверху, нет и гладкого ободка по верхнему краю. Такие гранчаки с 1914 года выпускали в поселке Гусь-Хрустальный на одном из стекольных заводов, где установили печь-автомат для их прессовки. До этого стаканы выдували и гранили вручную. Посмотрите, как отличаются они от фабричных: на фото внизу слева — самые первые, появившиеся еще при Петре I.

Петровские гранчаки вмещали 300 мл. Важное уточнение, ведь в тогдашних военных «рескриптах о довольствии» количество «хлебного вина», положенное служивым в день, указывалось в чарках, а чарка равнялась половине граненого стакана. Павел I, например, велел ограничивать паек одной чаркой, а Екатерина II разрешала по воскресеньям и в праздники эту норму удваивать. Понятно, речь идет о военном времени, в мирное в царской армии водку выдавали только по праздникам и лишь до 1908 года, когда после поражения в Русско-японской войне эта практика прекратилась вовсе...

Фото из открытых источников

Но вернемся к граненому стакану. На снимке в центре — необычная версия, которую предложил в конце XIX века Николай Славянов. Демонстрируя возможности изобретенного им аппарата для дуговой электросварки, уральский инженер изготовил стакан из: черных и цветных металлов и сплавов (надписи на горизонтальных «поясках»: колокольная бронза, томпак, никель, сталь, чугун, медь, нейзильбер и классическая бронза). На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году «славяновский» стакан получил медаль «За произведенную техническую революцию».

С появлением прессовки дешевые граненые стаканы стали основной посудой в трактирах, кабаках и прочих питейных заведениях: там собиралась непритязательная публика, нередко устраивавшая дебоши с битьем посуды, а гранчаки были попрочней. После революции, когда стеклозаводу в Гусь-Хрустальном присвоили имя Бухарина, граненые стаканы стали называть «бухариками»: на донышке у них стояло клеймо «БУХ». Но в 1937-м «любимца партии» разжаловали во врага народа и через год расстреляли, а фамилию вымарали из партийных и прочих документов. Стаканы-«бухарики» оказались куда более живучи, их выпускали чуть ли не до 1950-х. А словечки «бухать» и «бухло» нередко услышишь и в наши дни...

Вот он, тот самый «бухарик», на снимке справа. А рядом с ним, с ободком, — граненый стакан, родившийся 11 сентября 1943 года. И создали его не просто так, а по заданию правительства! Дело в том, что в довоенные годы у нас появились немецкие посудомоечные машины Miele для столовых, ресторанов и прочего общепита: в ответ на поставки из СССР сырья и продовольствия Германия отправляла нам военную технику и всевозможное оборудование. И тогда выяснилось, что советская посуда не годится для мытья в немецких посудомойках. Особенно часто бились стаканы.

Ситуация повторилась и в первые годы войны, когда в СССР из Великобритании, через фонд Клементины Черчилль, стали поступать медикаменты и оборудование для госпиталей «под ключ». Была там и кухонная техника, включая посудомойки. И снова наша посуда оказалась не на высоте. Вот тогда-то в 1943 году дизайнеры Ленинградского завода художественного стекла получили срочное задание: разработать эскизы посуды для предприятий общепита. Дизайн-группа, которой руководила Вера Мухина, взялась за создание прочного, красивого и удобного для многократного мытья в посудомойках стакана. На выходе получился: все тот же гранчак, но новой формы и улучшенных качеств. Так что доля правды в том, что Вера Игнатьевна причастна к созданию советского граненого стакана, все же есть.

В народе новый стакан прозвали «губастый»: в отличие от ребристого края «бухарика» гладкий ободок «мухинского» стакана плотно прилегал к губам и пить было удобней. На госприемку новинки приехала целая комиссия. Партию новых стаканов смешали с посудой прежнего образца и запустили в посудомоечную машину, выбрав самый жесткий режим. Уцелели лишь «губастые».

Почему? Ну, во-первых, благодаря тому самому верхнему ободку — специалисты называют его усилительным кольцом. Изменилась и технология: теперь стекло варили при более высокой температуре, а потом дважды обжигали. К тому же классический «мухинский» стакан — 16-гранный: по расчетам скульптора, это оптимальное число ребер для наибольшей прочности. Тут же родилась легенда, что количество граней выбрано по числу республик, входивших тогда в СССР, но это, конечно, миф.

Позже стали делать гранчаки, у которых 10, 12, 14, 18 и даже 20 граней — тоже достаточно прочные. И новый стакан быстро завоевал популярность по всей стране. «Из него пили все — от газировки за одну копейку и самой дешевой водки до дорогих французских вин и коньяков, — писал Андрей Хорошевский в книге „100 знаменитых символов советской эпохи“. — Из него пили все — от прос-того рабочего до генерального секретаря. Менялись времена, менялись правители, мы засыпали в одной стране, а просыпались в другой, но граненый стакан по-прежнему оставался неизменным в своем совершенстве».

Самыми популярными считались стаканы в 200 и 250 мл. При этом больше всего почитателей имел 200-граммовый гранчак с ободком. И на то имелись веские причины...

В декабре 1958 года случилась жуть: в СССР запретили отпускать водку в розлив! До этого не только во многих точках общепита, но даже в уличных буфетах можно было взять «100 грамм с прицепом»: 100 граммов водки, кружку пива и бутерброд. А во время выборов и праздничных демонстраций стопку водки и бутерброд с горбушей отдавали практически даром: меньше чем за 50 копеек (и это до денежной реформы)!

Теперь под предлогом борьбы с пьянством все это прекратили. И те, кто привык по дороге с работы пропускать рюмку-другую, стали приспосабливаться к новым суровым реалиям. Тогда и появилась традиция «соображать на троих», продержавшаяся вплоть до горбачевского «полусухого закона». Желавшие найти компанию для импровизированного блиц-фуршета разработали целую систему жестов и знаков, понятную посвященным. Например, можно было поднести согнутый палец к горлу и приглашающе взглянуть на избранника. Или сделать так, как Шурик в картине «Кавказская пленница» (на фото — кадр из фильма). Причем подобным образом приглашали к распитию как на троих (три пальца), так и на двоих. До деноминации компаньоны скидывались «по семь рваных»: самая дешевая водка «красная головка» (запечатанная красным сургучом) стоила тогда 21 рубль 20 копеек. После 1961 года ей на смену пришла «Московская» по 2 рубля 87 копеек. Соответственно, вносили по рублю, при этом оставалось еще и на плавленый сырок для заедки.

Фото из открытых источников

А дальше наступал звездный час граненого 200-граммового стакана! Который наполняли точно под ободок: ровно 167 граммов, треть поллитровки. Впрочем, «профессионалы» отлично управлялись и с 250-граммовыми гранчаками из автоматов для газировки: порцию отмеряли по булькам, а виртуозы — просто на глаз.

В общем, как философски заметил писатель Виктор Ерофеев, «в нашей жизни этот предмет играл серьезную роль. Он всегда был под рукой, к нему мы обращались и в дни рождений, и на поминальных трапезах, он уравновешивал жизнь и смерть. И, занимаясь археологией русской жизни и очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к нему, к граненому стакану».

Так и есть...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6326
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?