Юный силач побил самый древний рекорд

Легкоатлет Миколас Алекна установил мировой рекорд в метании диска

В самом начале летнего легкоатлетического сезона громкое событие произошло на турнире в Оклахоме (США). Литовец Миколас Алекна установил мировой рекорд в метании диска, показав результат 74,35 метра, побив старейшее высшее достижение у легкоатлетов-мужчин. Алекна-младший превзошел достижение немца Юргена Шульта (74,08), которое держалось 38 лет. Миколасу всего лишь 21 год, но за его плечами уже много успехов не только в юниорских, но и взрослых турнирах – чемпион Европы 2022 года и двукратный призёр чемпионатов мира. Напомним: его отец, Виргилиюс Алекна, является самым титулованным метателем диска в истории – двукратный олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, чемпион Европы, участник пяти Олимпиад. Любопытно, что Миколас на шесть сантиметров ниже отца и на десять килограммов легче него – чаще в спортивных династиях бывает наоборот. А в метании диска сложилась уникальная ситуация: из трёх лучших в истории результатов два принадлежат отцу и сыну.

Конечно, соцсети легкоатлетов бурно обсуждают побитие столь древнего рекорда. И особое внимание – причинам, из-за которых тот результат столь долго держался на вершине. Но ведь Юрген Шульт был не одноразовым выскочкой, а имел долгую славную карьеру, его постоянно проверяли на допинг, а свои медали ему приходилось добывать в остром соперничестве с другими выдающимися атлетами, в том числе с нашим экс-рекордсменом мира и чемпионом Европы Юрием Думчевым. Шульт, уже пребывая в статусе мирового лидера, пропустил Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе из-за бойкота её соцстранами, но потом установил рекорд мира в 1986-м, выиграл ЧМ в 1987-м и, наконец, победа на Играх-1988. Потом был лучшим на Европе-1990, на Олимпиаде 1996 года занял 6-е место, а 2000-го года - 8-е. Тем не менее, не так давно Шульт признался, что употреблял туринабол. И что интересно: после этого он отделался лишь денежным штрафом, но его результаты оставили в качестве официальных рекордов, а многочисленные медали – как заслуженные награды за те победы. И потому в бурных дискуссиях опять неизменно всплывает тема фармакологии как главная составляющая столь «вечных» рекордов. Так какой же удельный вес в выдающихся результатах и победах Шульта всё-таки составляли стимуляторы? В чём он опередил своё время и почему так долго держался рекорд? Надолго ли пришёл на вершину мирового спорта Алекно-младший? Эти вопросы «Труд» адресовал самому титулованному советскому и российскому тренеру по метаниям Алексею Иванову:

- Первым стероиды стал применять ещё в 1950-х Гарольд Конноли. И хотя наши парни его стабильно побеждали, но рекорды Конноли держались подозрительно долго. Потом американец сам признался и мотивировал тем: одна рука была меньше другой, и ему врачи прописали стероиды. А сейчас много пишут про допинг в ГДР. Да, после объединения Германии правительство не только вынудило их, бывших чемпионов, признаться в применении препаратов, но и выделило им большие деньги на восстановление здоровья. Но при всём этом я ответственно заявляю: главные составляющие успехов Шульта, да и большинства лучших атлетов Восточной Германии – не стимуляторы, а умело налаженная селекция и поиск талантов по всей стране, грамотная тренировочная работа, трудолюбие. Если у спортсмена нет таланта и с ним не работали грамотные тренеры, то пусть он хоть мешок допинга сожрёт – высоких результатов всё равно не достигнет. В отличие от нас, у них гораздо реже чемпионы среди юниоров потом рано завершали спортивные карьеры – к каждому яркому таланту в ГДР относились бережнее, создавая ему подходящие условия на протяжении длительного времени. С Шультом я познакомился на совместном с атлетами ГДР тренировочном сборе в Котбусе. Он был совсем юный, потом стабильно рос и превзошёл моего воспитанника Юрия Думчева, хотя на тот момент это казалось невозможным – при росте 2.01 Юра весил под 150 кг, бежал сотню за 10.8 секунды и обладал хорошей техникой броска. Но Думчев пострадал не от Юргена и прочих немцев, а от наших же спортивных чиновников. В 1982 году метнул диск в Фергане на тренировке под 78 метров. А перед чемпионатом СССР в Адлере из 12 попыток в 11 - около 75 метров. Но Юру уже после выполнения им квалификации отстранили с голословными обвинениями в стимуляторах и с формулировкой «ты сильно болен». А на мои заверения, что Думчев готов к рекорду, чиновник ответил: «Нам этого не надо!». На следующий год Юра всё-таки установил мировой рекорд, но результат был намного более скромный — 71 м 86 см. Если бы в сборной у нас метаниями руководили не такие типы и негодяи со званием «заслуженный», то Алекне-младшему пришлось бы сейчас атаковать рекорд не немца, а россиянина. А Думчев от таких переживаний потом умер в 57 лет.

Сейчас особо хочу подчеркнуть: успехи Миколаса, а ранее его отца, возникли не на пустом месте. Славные традиции литовских метателей я наблюдал еще с конца 1940-х. Ромас Убартас стал вторым за Шультом на Играх в Сеуле, а следующую Олимпиаду 1992 года и вовсе выиграл. Потом эстафету лидерства от него подхватил Виргилиюс Алекна. А попал он юниорскую сборную СССР в конце 1980х, когда я там был старшим тренером по метаниям. Внушительные габариты и прекрасные движения: был уже тогда мягким, пластичным, взрывным, ритмичным, быстрым и музыкальным – идеальный набор качеств для метателя диска. Я смотрел видеозаписи, как метает его сын. Техника блестящая, не хуже, чем у отца, а скоростью во второй стадии броска даже превзошёл папу. Литовцы в сборной СССР были не такие эмоциональные по жизни, как мы, а молчуны прятали чувства глубоко в себя. Но при этом все их метатели были очень порядочными людьми. Никаких интриг, сплетен и ударов в спину от них я не наблюдал. Я на сборах обычно селился в одном номере с тренером Убартаса, пил сухенькое с обоими, а также с тренерами юного тогда Алекны. И теперь я от души радуюсь рекорду его сына. Виргилиюсу было бы приятно сейчас прочитать искренние поздравления от Саныча, то бишь от меня. Я уверен, его сын ещё одержит немало больших побед и рассматриваю Миколаса как главного претендента на «золото» Парижа.