Главная Культура Афиша 23:01 31 Января 2024 3138
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа о Понтии Пилате носит щегольский твид, а Азазелло — военный китель и брюки галифе, рассказывают в знаменитой «нехорошей квартире» на Большой Садовой.

Добротные твидовые тройки на Мастере и Воланде. Коровьев-Фагот — как обычно, в поношенном «клетчатом демисезоне» и коротких, не по росту штанах — в те годы говорили «как у стрекулиста». У Маргариты уйма остромодных туалетов и аксессуаров — от кружевной блузы а-ля рюс до авангардных круглых очков и брючного комбинезона, смелого даже для Марлен Дитрих (в 1931-м мэр Парижа просил кинозвезду не появляться в таком виде на улицах французской столицы, дабы не оскорблять общественную нравственность).

Впрочем, снискавшая противоречивые отзывы картина Михаила Локшина щедра на художественные допущения, взбесившие буквалистов. Подумаешь, дамские брюки, когда над звездами Кремля день и ночь кружит дирижабль, в Массолите негритянки исполняют джаз, а в утреннем тумане тонет так и не построенный Дворец Советов Бориса Иофана с Лениным на крыше. Но прогрессивнее всех — Азазелло: он носит китель и брюки галифе — ансамбль, явно намекающий на известное творение от Хуго Босса, разработанное десятью годами позже.

Как рассказала куратор выставки, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Михаила Булгакова Маргарита Басалаева, авторы костюмов, художницы Галя Солодовникова и Ульяна Полянская, создавали свои работы, опираясь как на моду 30-х годов и текст романа, так и на свои фантазии:

— Некоторые экспонаты сопровождаются литературными цитатами, так что можно оценить, насколько близки к тексту эти образы. Но есть и придуманные детали — например, набалдашник трости Воланда в виде головы не пуделя, как естественно ожидать, а древнеегипетского бога Анубиса. Фантазийны и запонки с пуговицами на костюме Воланда с символикой W, и его дорогие украшения на воротнике рубашки. А добротный твидовый костюм, в котором герой Евгения Цыганова ходит по вечно-ремонтируемым улицам Москвы — скорее из гардероба самого Булгакова, уделявшего одежде самое пристальное внимание.

Кстати, Мастер совсем не обязательно должен носить художественные лохмотья — из романа мы помним, что до встречи с Маргаритой он крупно выиграл в лотерею.

Маргарита Басалаева также напомнила, что фильм Локшина — не дословная экранизация романа, а лишь снят по его мотивам:

— Например, сцены с постановкой пьесы Мастера в театре, ее отменой и изъятием тиража «Нового мира» — эпизод из жизни самого Михаила Афанасьевича. Бюст Гоголя в подвале в Мансуровском переулке — также отсылка к биографии писателя. Булгаков обожал Гоголя, и как-то Елена Сергеевна подарила ему на именины стол-бюро XIX века, за которым, по легенде, работал автор «Мертвых душ».

Несмотря на то, что Солодовникова известна как сценограф самых экстравагантных и резонансных театральных постановок, в целом костюмы в новом «Мастере и Маргарите» вышли аутентичными и даже неброскими. Прежде Маргарите случалось выглядеть куда экстравагантнее.

Например, в мюзикле Петербургского мюзик-холла героиня носила «итальянское» (в духе старого кино этой страны — белый горох на черном фоне) платье, которое на балу у Сатаны меняла на прозрачный, увешанный костями хитон. В экранизациях Юрия Кары и Владимира Бортко актрисы Анастасия Вертинская и Анна Ковальчук не расставались с «тотал блэк» и черными шляпами с вуалетками, которые в тридцатые годы прошлого века носили преимущественно фам фаталь в кино и старушки из «бывших», собираясь в оперу.

Здесь же Маргарита Юлии Снигирь по-настоящему модна. На выставке представлено скромное на первый взгляд, но на самом деле остроактуальное платье: изумрудный цвет, высокая талия, юбка до середины икр и глубокое декольте с укороченным болеро в комплекте. Очень в духе тридцатых, когда на пике был женственный, но в то же время астеничный силуэт: формы скрывались посредством моделирующего белья и драпировок, юбки удлинялись до щиколоток, а то и в пол, но это уже вечерний вариант — черный, жемчужный или белый, с горжетками и манто. Знаменитое правило той моды не сформулируешь точнее, чем это сделала Коко Шанель: «Днем женщина должна быть гусеницей, а вечером — бабочкой.

Любопытную трансформацию переживает образ Фагота. В сцене с дамским магазином, в который тот на несколько минут превращает варьете, его потрепанный клетчатый костюм вдруг становится трико Арлекина в разноцветных ромбах-заплатках. При этом грим у персонажа Юрия Колокольникова — почти как в фильме «Джокер». Находка не бог весть, но занятно, что клетчатый принт, ассоциировавшийся когда-то с шотландским килтом, героями Вальтера Скотта и Джеймса Макферсона, в первые десятилетия ХХ века обернулся для русских писателей сущим дьявольским знаком. Так, персонаж романа Леонида Леонова «Вор», «причудливый бес, писателишка, балаганщик с мешком недозволенных кукол» с чеховской фамилией Фирсов одет в «клетчатый демисезон» — «отечественный, смехотворный, как если бы сшит был из подержанного, с толкучки, пледа».

И кто после этого говорит, что фильм — не в духе романа?

Афиша 00:10 / 31 Мая 2024 4289
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария...

Великий поэт стал героем многосерийного мультфильма

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Фото из открытых источников

На экраны выходит анимационный фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Это первая часть большого трехчасового мультсериала, который состоит из 52 новелл и уже имеет громкую судьбу. Избранные новеллы из цикла...

Человек-фейерверк Сергей Параджанов терпеть не мог цвет посредственности

Дарья Ефремова
Труд
Лучшие параджановские фильмы прочно вошли в классику мирового кино. Фото предоставлены Гослитмузеем

В Государственном литературном музее на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полет», приуроченная к 100-летию со дня рождения этого самобытного режиссера, художника, человека-фейерверка....

Афиша 19:30 / 08 Июня 2024 2436
Цепная реакция

Телеканал «Россия» снял очередной фильм про одни и те же события

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Завершились съемки масштабной многосерийной исторической драмы «Атом». Действие начинается в 1943 году, когда Лаврентий Берия поручает своему заместителю Всеволоду Замятину (Алексей Гуськов) собрать команду ученых, чтобы...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?