ОБРАЩЕНИЕ СТРАХОВОГО СООБЩЕСТВА

Уважаемый Владимир Владимирович!

Искренне поддерживая ваши усилия по стабилизации социально-экономической ситуации в стране, страховое сообщество РФ готово и может оказать вам реальную поддержку в этой деятельности. Однако возможности страховщиков по обеспечению устойчивого развития экономики и созданию полнокровной системы социальной защиты населения используются не в полной мере.
Мы вынуждены констатировать, что, несмотря на правительственные решения о развитии национальной системы страхования, начиная с 1996 г. не было принято ни одного (!) законодательного акта, который бы существенно повлиял на развитие страхования положительным образом. Хотя именно на последние годы приходится принятие на уровне правительства программных решений, казалось бы, направленных на развитие страхования, его законодательной базы.
Страховой рынок в России остро нуждается в государственной поддержке. На сегодняшний день ее нет. Государство не только не создает стимулов для развития этого сектора, но, напротив, ограничивает страховое поле. В частности, при принятии законов и подзаконных актов в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения наблюдается явное стремление вытеснить страхование, осуществляемое страховыми организациями, из этих областей деятельности. Хотя должно происходить обратное - в силу того, что страхование, во-первых, служит неотъемлемым элементом системы социальной защиты населения; во-вторых, снижает нагрузку на расходную часть бюджета, беря на себя выплаты по техногенным, экологическим рискам и прочим катастрофам и катаклизмам, освобождая государство от этих платежей; в-третьих, является мощным источником инвестиционных ресурсов (для примера: в 1999 году во всем мире собрано более 2 трлн. долларов страховых премий).
Такой вывод напрашивается в силу следующих обстоятельств.
1. В 1998 году был принят Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В нем в нарушение гражданского законодательства и благодаря позиции Министерства труда и социального развития не нашлось места страхованию, несмотря на то, что Всероссийский союз страховщиков предпринимал необходимые шаги (предложил альтернативный законопроект). Для сравнения, недавно принятый Госдумой Закон о тарифах на данный вид страхования устанавливает тариф, достигающий 10,7 процента от начисленной оплаты труда. Страховщики же по страхованию от несчастных случаев на производстве дают максимальный тариф в 2 процента. Для осуществления данного вида страхования в органах Фонда социального страхования требуются огромные дополнительные расходы "на содержание аппарата исполнительных органов Фонда, информационное обеспечение, международную работу, подготовку и повышение квалификации кадров, издательскую деятельность, судебные издержки" и т.д. Страховым организациям такие расходы не требуются.
2. Вопрос об увеличении (до 3 процентов от объема реализуемой продукции) сумм страховых взносов, относимых предприятием на себестоимость, не решается годами. И хотя проект постановления сегодня согласован министерствами экономики, финансов, юстиции, налогов и сборов, позицию правительства РФ в этом вопросе определяет почему-то Министерство труда и социального развития, которое выступает против принятия данного постановления.
3. Очередной серьезный удар по страхованию был нанесен с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Им вводится налог на добавленную стоимость отдельных страховых операций, а именно: предпринимательских рисков, к которым относится и страхование рисков при экспортно-импортных операциях.
4. На сегодняшний день неопределенность в перечне операций, которые следует относить к страхованию и перестрахованию и которые не следует считать таковыми, приводит к трениям с налоговыми инспекциями. Налоговики постоянно изобретают новые трактовки. Поэтому давно назрела необходимость в существенных изменениях и дополнениях Закона РФ "Об организации страхового дела".
5. В пенсионной системе России страхованию не находится места. Постановлением правительства РФ от 13.10.99 N1154 из перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, исключены суммы страховых платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования, тогда как платежи по договорам, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, оставлены.
6. Еще ранее постановлением правительства РФ от 27.05.98 N509 были внесены изменения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (постановление правительства от 05.05.92 N552), которыми в состав затрат предприятий, относимых на себестоимость продукции, включены платежи работодателей только по договорам с негосударственными пенсионными фондами и не указаны такие же платежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями.
7. До сих пор не принят один из важнейших нормативных документов - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств. По последним данным, в России насчитывается 32 млн. автовладельцев, из них более 3 млн. в Москве и области. Это громадный рынок, который может дать значительные поступления страховых премий и увеличение реальных инвестиций в отечественную экономику. Кроме того, это позволит существенно расширить объем социальной защиты участникам дорожного движения, пострадавшим в результате ДТП, поскольку бремя ответственности по выплатам будет возложено на страховые компании. Для справки: в России ежегодно регистрируется около 5 млн. ДТП, или примерно 13 тыс. в день.
8. Страхование не только может возместить ущерб, нанесенный предприятию и обеспечить социальные гарантии работникам. В развитых странах оно является источником долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику, не случайно там на долю страховых компаний приходится до трети общего объема внутренних инвестиций. Только в США, например, страховые компании ежегодно собирают по страхованию жизни до 350 млрд. долларов, а в России весь страховой рынок - чуть более 3 млрд. В условиях, когда фондового рынка нет, государственные ценные бумаги исчезли, а банки не стали инструментом долгосрочных инвестиций в экономику, именно долгосрочное страхование жизни может и должно стать механизмом привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов. А ресурс этот немалый (от 30 до 60 млрд. долларов). Однако Указ президента РФ "О развитии долгосрочного страхования жизни" не принят.
Итак, мы видим две важнейшие проблемы, которые не позволяют страховому рынку встать на цивилизованные рельсы и раскрыть весь свой потенциал. Это, во-первых, проблема создания законодательной базы, способствующей развитию страхового рынка, во-вторых, проблема регулирования страхового рынка.
Российские страховщики поддерживают идею о том, чтобы рыночные отношения носили и государственно регулируемый, и одновременно прогнозно-системный характер. Мы рассматриваем прогноз как продуманную, точно рассчитанную, реальную программу общенационального уровня, не противоречащую рынку, а наоборот, выступающую с ним в едином комплексе, действующую как единый процесс.
Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что нужен единый координирующий орган по вопросам развития страхования в РФ, который бы отвечал за выполнение постановлений правительства. Сегодня страховой рынок регулируют аж три министерства. Такая несогласованность приводит к тому, что годами не принимаются нужные документы для развития национального страхового рынка. Поэтому крайне необходимо создать единый координирующий орган - комитет по страхованию при правительстве, куда должны войти представители всех заинтересованных министерств и ведомств и страховщиков. Когда существовал экспертный совет при правительстве РФ, законотворческая работа продвигалась наиболее успешно, тогда были приняты важнейшие нормативные акты.
Страхование - уникальный социально ориентированный механизм, способствующий стабильному развитию национальной экономики. Страховой рынок доказал свою жизнеспособность в период становления рыночных отношений. Несмотря на финансовые кризисы, этот сектор экономики продолжает развиваться: объемы страховых поступлений растут, страховые компании продолжают развивать и укреплять систему страховой защиты имущественных и финансовых интересов физических и юридических лиц.
Чтобы в полной мере реализовать заложенные в страховании громадные потенциальные возможности, нужны совместные усилия государства, предпринимателей и страхового сообщества.