АНТИКИЛЛЕР СТРЕЛЯТЬ НЕ БУДЕТ

Экранизацию бестселлера Д.Корецкого "Антикиллер" осуществляет кинорежиссер Егор Михалков-Кончаловский. В центре фильма - история некоего мегаполиса, поделенного между несколькими криминальными группировками. Им противостоит главный герой ленты, бывший майор милиции, который за свое чрезмерное рвение попал в тюрьму. Отсидев приличный срок, герой-одиночка выходит на свободу и по всем законам жанра вступает в борьбу с плохими парнями...

Я свернул с Бережковской набережной, проехал еще несколько десятков метров и остановился у бунгало, подсвеченного софитами и прожекторами. Здесь, в гранитной мастерской, должна была сниматься наиболее "крутая" сцена фильма. В ней криминальные авторитеты Шаман (Александр Балуев) и Баркас (Евгений Сидихин) жестоко наказывают члена враждебной бригады. Надев мешок на голову жертвы, они поднимают его на крюке в воздух. Затем везут и укладывают на специальном помосте. После чего Шаман выносит суровый, но справедливый, по их понятиям, приговор. Пока актеры грелись в мосфильмовском автобусе в ожидании съемки, я задал несколько вопросов сценаристу картины Фуату ИБРАГИМБЕКОВУ, который, кроме всего прочего, играет в картине роль криминального бригадира по кличке "Карпет".
- Фуат, в чем, на ваш взгляд, особенность этого фильма?
- Это жесткий боевик, сделанный по канонам жанра. Перестрелки, разборки, погони... Меня очень привлекла идея книги, в которой главный герой попадает в обстоятельства, когда закон не позволяет ему бороться с преступностью. И ему приходится брать все на себя...
- Идея, прямо скажем, не нова, она уже была, например, в том же "Брате"...
- Да. Но тут другая интрига: героя сажают в тюрьму за то, что он собственноручно убивает преступника, чтобы предотвратить убийство свидетеля. Когда же он выходит из тюрьмы, то разрешает ситуацию на более высоком интеллектуальном уровне: он добивается того, что все преступные группировки между собой ссорятся и уничтожают друг друга. Мне было очень интересно исследовать взаимоотношения внутри преступных группировок.
- Интересно, как ваш отец, известный сценарист Рустам Ибрагимбеков, относится к этой работе?
- С легким недоверием, как и все родители. Но я очень надеюсь, что ему понравится то, что мы сделаем.
... Пока мы разговаривали с Фуатом, на съемочной площадке появился режиссер-постановщик фильма Егор КОНЧАЛОВСКИЙ. Приветливо помахав рукой сценаристу и отдавая на ходу распоряжения, он стремительно пронесся мимо. И вскоре его голос зазвучал то там, то тут под сводками гранитной мастерской: "Где Балуев?", "Давайте Сидихина", "Репетиция!", "Снимаем!!!"... В перерыве между репетицией и съемкой я задал несколько вопросов режиссеру-постановщику.
- Егор, вы являетесь наследником династии Михалковых-Кончаловских. Насколько вы самостоятельны в своих творческих исканиях?
- Мне трудно самому определить свое место в контексте культурной династии Михалковых-Кончаловских. А что касается того, насколько я самостоятелен, то могу сказать, что последние несколько лет я существую отдельно от славы родителей, деда, дяди и так далее. Поверьте, мне никто никогда не помогал, не помогает и, наверное, помогать не будет. Поэтому на ваш вопрос, насколько я самостоятелен, могу ответить коротко: стопроцентно.
Я довольно успешно работал в рекламном бизнесе. Реклама - это совершенно другая индустрия, нежели кино. Конечно, она каким-то образом соприкасается с теми технологиями, которыми мы сейчас пользуемся на съемках, но тем не менее там царят другие законы. В рекламной индустрии я, наверное, сделал все что мог. Поэтому мне кажется, что теперь я со спокойной совестью могу заниматься тем, чем занимаются мой дядя Никита Михалков и мой отец.
- Интересно, вам самому чьи фильмы больше нравятся - дяди или отца?
- У меня есть любимые фильмы и у того, и у другого. У Никиты я очень люблю "Неоконченную пьесу для механического пианино" и "Ургу". Хотя и другие его картины мне тоже нравятся, но это два любимых мои фильма. А у отца я очень люблю три картины - "Сибириаду", "Романс о влюбленных" и "Поезд-беглец".
- Вы много лет провели за рубежом. Что лично для вас было более тяжелым испытанием - отъезд или возвращение?
- Безусловно, уезжать отсюда было тяжелее, чем возвращаться. Уезжал я, кстати, совсем не от плохой жизни. Наоборот, начиналась перестройка, все ждали перемен, с надеждой и радостью глядя в будущее. И в этот момент я уехал, это случилось в 86-м. Я уехал учиться, никаких других мотивов у меня не было. Я прожил почти десять лет за границей и очень рад, что это время было в моей жизни.
- Что дал вам опыт жизни за границей для понимания своей родины? И вообще зачем русскому художнику, писателю, режиссеру заграница.
- Наверное, она избавляет от каких-то иллюзий, комплексов, расширяет кругозор. Думаю, что теперь у меня несколько иной взгляд на окружающий мир и несколько другое понимание того, что происходит вокруг, чем у моих сверстников. Не могу сказать, что я перестал понимать Россию, я русский и во многом даже советский человек. Но при этом десять лет жизни из моих неполных тридцати пяти, проведенные в Англии, Америке и Франции, конечно, дали определенную пищу для размышлений.
- Каким вы нашли наше кино, вернувшись из-за границы? Многие говорят, что оно переживает далеко не лучшие времена.
- У меня такое ощущение, что определенные подвижки в позитивном направлении присутствуют. Другой вопрос, что наша страна достаточно непредсказуема, здесь нет стабильности ни в чем, и в любой момент все, что с таким трудом строили в течение нескольких лет, может рухнуть. Но сейчас можно снимать кино. И думаю, нынче для этого время лучше, чем это было в середине 1991 года.
- Что делает ваша мама, известная киноактриса Наталья Аринбасарова?
- С моей подачи она сейчас начинает потихоньку выходить в люди. А в принципе она живет достаточно спокойно, уединенно. У нас с ней прекрасные отношения. Она всегда в хорошем настроении. А в настоящий момент она разбирает свою квартиру, потому что я ей недавно сделал ремонт. Время от времени мама снимается. Но у нее сейчас такой возраст, когда девушек играть она уже не может, а бабушек - еще рано. Поэтому старается держать себя в форме и занимается хозяйством. Я собираюсь строить дом и надеюсь поселить ее там. Думаю, ей понравится заниматься моим хозяйством.
- Чем в настоящее время занят ваш знаменитый папа?
- У него 7 или 8 проектов, которые он хочет реализовать. У нас даже есть несколько общих замыслов. Надеюсь, что мне удастся выступить в качестве одного из продюсеров картины, которую он собирается делать.
- Мы знаем, что Андрей Кончаловский - на редкость любвеобильная натура, у него много жен, детей. Скажите, пожалуйста, вам передалось по наследству это отцовское качество?
- Безусловно. Мне сложно сказать, насколько, но могу ответственно заявить, что передалось.
- И вы так же легко одерживаете победы над женщинами?
- Нет, это не совсем так. Есть, наверное, люди более счастливые в этом смысле, чем я, которым не нужно прилагать никаких усилий. Мне нужны определенные усилия, чтобы кого-то завоевать...
- У вас есть любимый тип женщины?
- Нет, такого не существует. Я бы не сказал, что я неразборчив, но я всеяден в этом смысле. Мне всегда нравились и продолжают нравиться совершенно разные девушки.
- Однако вернемся к фильму. В чем, на ваш взгляд, отличие русских боевиков от фильмов в жанре "экшен", сделанных на Западе?
- Главное отличие заключается в том, что у нас мало средств, чтобы сделать боевик мощно и качественно. Кроме того, у нас нет традиций создания фильмов-ужасов, триллера, боевика. И эта нынешняя работа - попытка снять динамичный боевик, тщательно сделанный с точки зрения жанровых технологий. Мы работаем очень скрупулезно. Сцену в Кронштадте, которая на экране будет идти три минуты, снимали семь дней. В принципе это недопустимая роскошь. И сегодня станем снимать одну из самых сложных в постановочном отношении сцен, где в кадре будет находиться человек тридцать плюс спецэффекты...
- Чем вас привлек этот проект?
- Я люблю коммерческое кино. Мне давно предлагали делать этот фильм. Но я тогда работал над другой картиной, к сожалению, пришлось ее отложить, вероятно, до лета. У меня была собрана очень профессиональная группа, которая практически вся перешла на эту картину. Когда продюсеры Юсуп Бахшиев и Володя Кильбург предложили делать эту картину, я был в состоянии такой готовности к работе, что пересмотрел свое первоначальное мнение о книге. При всем моем уважении к Корецкому, не могу сказать, что это "моя" литература. Но тот факт, что книга "глотается" сразу, для меня является решающим.
- Вы полагаете, что сможете достичь уровня американских боевиков?
- Я думаю, что это маловероятно. Во-первых, у нас нет таких денег. Во-вторых, боевики в нашем кинематографе хорошо делать пока не умеют. Но мы учимся. И, скажем, уровня нового английского кино, с его малобюджетными боевиками, профессионально, жестко и энергетически полноценно сделанными, мы можем достичь. С другой стороны, я не хотел бы рассматривать русскую киноиндустрию как единственно возможное пространство для себя и для тех людей, которые работают со мной. Я думаю, ничто не помешает мне при определенном усилии и какой-то доле удачи поехать поснимать в Америке, в Европе - где угодно. Поэтому я рассматриваю эту работу в некотором смысле как стартовую площадку для того, чтобы выйти на более серьезный уровень. Я отношусь к этому проекту как к некой школе профессионализма.
- Картина снимается двумя независимыми кинокомпаниями. Легко ли без государственной поддержки снимать кино?
Этот вопрос я задал одному из продюсеров фильма Владимиру КИЛЬБУРГУ.
- "Моторчик" этого проекта - Юсуп Бахшиев, продюсер кинокомпании "Эм би продакшен". Он втянул в эту историю всех нас. Вначале мы собирались снять недорогой фильм, разговор шел где-то о 700-800 тысячах долларов. А сейчас это вылилось в 4 миллиона долларов. Госдотаций мы не получаем, в бюджет Госкино не лезем, дадут - хорошо, не дадут - и сами справимся.
...Съемки продолжались всю ночь - до семи утра. Несмотря на холод, усталость, отсутствие элементарных удобств, все работали с воодушевлением. Профессионализм, слаженность группы вызывали уважение. Всегда приятно наблюдать, как работают мастера своего дела.
В картине занят прекрасный актерский ансамбль: Михаил Ульянов (Отец), Сергей Шакуров (Крест), Иван Бортник (Клоп), Александр Белявский (Король), Виктор Сухоруков (Амбал), Евгений Сидихин (Баркас), Александр Балуев (Шаман). Главную мужскую роль играет Юрий Куценко. В главной женской роли должна была сниматься Амалия Мордвинова, но девичья судьба непредсказуема - "русская Никита" вышла замуж и уехала в свадебное путешествие. Остается надеяться, что замена не отразится на качестве фильма.