До последнего времени оставался еще призрачный шанс на смягчение позиции руководства объединенной Европы. Ведущая международная авиационная организация ИКАО, пытаясь предотвратить возможный авиационный кризис, приняла несколько решений, смягчающих требования к характеристикам гражданских самолетов будущего. Но, увы, вердикт непримиримых европейцев однозначен: или коренным образом модернизируйте технику, или не прилетайте.
Учитывая, что времени до начала санкций осталось всего ничего, следует ожидать серьезных трудностей у многих отечественных авиакомпаний, которым зарубежные рейсы обеспечивают значительную часть прибыли. В шоке и туроператоры. Им придется существенно поднять стоимость услуг, так как большинство туристических чартеров выполнялись "шумными" самолетами.
Заместитель министра транспорта России Павел Рожков, вернувшийся после переговоров с представителями Еврокомиссии, заявил, что Россия вынуждена будет принять ответные меры для сохранения баланса авиаперевозок. "Односторонних преимуществ иностранных компаний на российском рынке не допустим", - заявил он.
С просьбой прокомментировать кризисную ситуацию мы обратились к заместителю начальника Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации директору авиационного сертификационного центра Олегу Страдомскому.
- Я пока не склонен драматизировать ситуацию, - заявил Олег Юрьевич. - Мы уже давно предупреждали руководителей авиакомпаний о необходимости проведения мероприятий по снижению шумов. Они хорошо известны специалистам. Все знают, что нужны системы звукопоглощающих конструкций или замена двигателей на современные, отличающиеся низкими шумом и удельным расходом топлива. И, скажем, большинство эксплуатантов Ту-154 (а этих машин у нас в отрасли примерно 120) уже предприняли необходимые шаги. Сложнее с аэробусами Ил-86 - их можно только переоборудовать новыми двигателями, что для авиакомпаний сулит серьезные затраты. Но и здесь есть выход: с нагрузкой одного Ил-86 могут справиться два переоборудованных Ту-154.
Добавим к этому, что Россия - не единственная страна, пострадавшая из-за нововведений. Подобные трудности выпадут на многие зарубежные авиакомпании, испытывающие проблемы со старой техникой. Среди них, кстати, и американцы, продолжающие летать на устаревших типах самолетов ДС-8 и ДС-9. Не случайно представители США солидаризировались с позицией России на переговорах об отсрочке запрета допуска в аэропорты стран Европы.
Есть для России еще один выход из создавшейся ситуации - наладить наконец конвейер по выпуску современных отечественных машин Ил-96, Ту-204, Ил-114 и другой техники. Но это, как говорится, уже другая история. Ясно, что до 1 апреля проблему не решишь. Но задуматься над этим следует.