ПЕРВЫМ ПОЙДЕТ ГЕОЛОГ

Министерство природных ресурсов России (МПР РФ) намерено отозвать и вернуть в государственный фонд около тысячи лицензий на недропользование. Такое решение принято по результатам первого этапа инвентаризации лицензионных соглашений.

В частности, на днях первый зам. министра природных ресурсов РФ Виталий Караганов объявил, что министерство будет отзывать лицензию на освоение Талаканского нефтегазового месторождения в Якутии у ОАО "Сахалиннефтегаз". Эта компания прошлой весной победила в тендере, предложив бонус в размере 501 млн. долларов, а в ноябре получила лицензию. Но за последовавшие потом три месяца недропользователь не перечислил даже полагающегося в таких случаях разового платежа. Выяснилось, что "Сахалиннефтегаз" не может вовремя заплатить в казну и обещанный бонус, а теперь компания просит рассрочки.
- По логике закона и по здравому смыслу абсурдно пересматривать правила игры после объявления победителя конкурса, - сказал по этому поводу министр природных ресурсов РФ Виталий Артюхов. - Но тут уместно вспомнить, что случилось с Остапом Бендером, когда он не уплатил объявленную на аукционе цену за стулья. Его просто вывели из зала...
По данным министерства, сегодня по России выдано около 56,5 тысячи лицензий на право пользования недрами. Но за последние полгода в этом хозяйстве была проведена своего рода "ревизия" - документальная проверка выполнения лицензионных соглашений. И обнаружены существенные нарушения российского законодательства. В частности, выяснилось, что недропользователями совершенно не выполняются условия более чем тысячи лицензионных соглашений (7,2 процента от всех выданных лицензий). Но ведь соглашение - не протокол о намерениях, а документ, жестко обязательный к исполнению. Еще в нескольких тысячах случаев у МПР есть достаточно серьезные претензии к недропользователям.
По мнению В.Артюхова, наша беда в том, что основная часть месторождений полезных ископаемых (разведанных некогда на бюджетные деньги) уже передана в геологическое изучение, разведку и добычу компаниям-недропользователям. "И это нормальная ситуация для рыночной экономики, - говорит министр. - Вопрос, однако, не только в том, что у государства осталось мало запасов как таковых. Главное - в госрезервах остаются в основном проблемные или плохо изученные месторождения, требующие выхода в новые геологические провинции, на шельф, в море".
Лицензии на разработку таких участков никто не берет - невыгодно. Но общество вправе ожидать большей отдачи хотя бы от разработки уже разведанных и изученных (за наш с вами счет) месторождений. Если же компания, получившая лицензию, ведет себя как "собака на сене", государство вправе изъять лицензию и передать ее другому недропользователю, который будет работать и платить налоги.
В дальнейшем министерство рассчитывает изменить и порядок выдачи лицензий - с тем, чтобы активнее вовлекать в разработку и менее изученные, более "проблемные" месторождения полезных ископаемых, прежде всего углеводородов - нефти и газа.
- Изучить недра континентального шельфа и уточнить его ресурсный потенциал за бюджетные деньги в обозримом будущем вряд ли реально, - считает министр. - К тому же огромная отрасль, добывающая информацию рыночной стоимостью в десятки миллиардов долларов, не должна стоять в одной очереди за бюджетными деньгами с социальной сферой или национальной обороной. В этих условиях полагаю возможным и необходимым привлечение к разведке шельфа финансового потенциала российских и зарубежных добывающих компаний. Это возможно через проведение - преимущественно на аукционной основе - систематических раундов по розыгрышу сквозных лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов.
То есть компании, желающие в будущем заработать на добыче полезных ископаемых, сначала должны потратиться на геологоразведку и изучение перспективных площадей. А в результате они будут торопиться и с освоением месторождений - ведь вложенные затраты нужно оправдать.