СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ПРИХОДА

Ваше Высокопреосвященство! Объясните, как православному относиться к выборам (в конце года нас

Ваше Высокопреосвященство! Объясните, как православному относиться к выборам (в конце года нас вновь ожидают парламентские выборы)? Иные ждут от Церкви прямых указаний - за кого и против кого голосовать?
(Мария Самбурова, Саратовская область).
- Никогда и нигде Русская Церковь не поддерживала ни одного кандидата, равно как и не выступала против того или иного соискателя выборной деятельности. Ее соборная позиция обозначена исчерпывающим образом: церковная полнота не участвует в политической борьбе, не призывает голосовать за ту или иную партию, не отождествляет себя с партийными, то есть частными интересами. Церковь не может ни выдвигать, ни поддерживать кандидатов, потому что в таком случае она вынуждена будет занять политическую позицию, сделавшись политической сторонницей одних сил и политической противницей других. Следовательно, в этом случае Церковь вступила бы в противостояние и борьбу и приняла бы участие в разделении общества, народа. Такая ситуация для Церкви невозможна и неприемлема.
Поэтому в дальнейшем, когда православные граждане России вновь пойдут на избирательные участки, я опять повторю им: молитесь крепко, чтобы не погибла Россия! И чтобы в самый последний момент, когда вы будете заполнять свои бюллетени, Господь вразумил вас и ваших единоверцев, как вам поступить. Это единственно возможный для Церкви ответ на вопрос, как вести себя православному во время выборов в органы власти.
Далеко не у всех прихожан выработан вкус к социальному служению, и потому обрядовая сторона церковной жизни нередко остается единственным, что объединяет верующих. Кроме того, согласитесь, нужны хотя бы минимальные условия для развития социальной деятельности...
(Иван Солдатенко, Рязанская область).
- Разве необходимо специальное указание Святейшего Патриарха или Священного Синода для того, чтобы совершать добрые дела? Нужно развивать самодеятельную инициативу храмов и прихожан на местах. Церковная община сильна не только твердым стоянием в вере, не только строем молитвенной жизни, но и совместным участием в делах милосердия, благотворительности, помощи ближним.
И потому одна из главных задач Церкви сегодня - объединить людей в рамках прихода, в том числе и помимо участия в уставных богослужениях. Для этого обязательно нужны специально выделенные приходские помещения, где люди будут встречаться и совместно трудиться. Новосозидаемые храмы должны строиться вместе с социальными центрами при них, где были бы зал для собраний, кухня для возможности организации совместных трапез, классы для занятий, библиотека. Ибо православный приход должен стать местом встречи, духовной жизни и социальной активности людей.
Как можно объяснить отказ части современного западного христианского мира считать грехом явления, о которых прежде христианину любой конфессии было трудно и помыслить, например, гомосексуализм, женское священство?..
(Петр Е-ев, Краснодарский край).
- Ныне принятые в западных обществах морально-правовые нормы базируются на либеральной идее, провозглашающей приоритет прав человека. И некоторые протестанты считают, в частности, неотъемлемым правом человека выбор им сексуальной ориентации, причем выбор, в который никто не смеет вмешиваться. Это проявление либеральной идеи в чистом виде, равно как и противоречащая христианскому Преданию идея женского священства, которая также была усвоена протестантизмом. Идея женского священства была сформулирована в контексте борьбы женщин за равные права с мужчинами. Логика здесь такова: если женщина способна наравне с мужчиной быть политиком, ученым, пилотом, то почему она не может быть священником?
Православная Церковь утверждает, что женщина не может быть священником, ибо это противоречит Преданию. Нам возражают: содержание Предания условно, ибо определено конкретными культурно-историческими обстоятельствами предшествующих эпох, и потому либеральные ценности Нового времени для современного человека должны быть выше всякого Предания. Итак, совершенно очевидно, что указанные нововведения в некоторых протестантских общинах возникли под влиянием либеральной идеи прав человека. В данном случае эти права радикально разошлись с содержанием Священного Предания. И протестантизм сделал выбор в пользу прав человека, игнорируя ясную норму Предания. И потому трагедия протестантизма состоит именно в том, что либеральный стандарт, идея прав человека в нем поставляются превыше нормы Предания, превыше нормы Апостольской веры.