03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАПОЗДАЛОЕ ДЕТСТВО

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 01 Февраля 2005г.
В столице открылась выставка "Сообщники", посвященная неформальному творчеству последних сорока лет. Это вклад Третьяковской галереи в масштабный арт-проект под названием "Первая Московская бьеннале современного искусства". Точнее, выставку подготовил отдел новейших течений, недавно созданный в Третьяковке. Руководитель отдела Андрей Ерофеев возглавил и кураторскую группу экспозиции.

Особенность отечественного неформального творчества советских лет, рассказал Андрей на встрече с журналистами, - это объединение художников в группы - "Левиафан", "Коллективные действия", "Обледенение архитекторов" и т.п., которые представляли собой не просто союзы единомышленников, но часто даже стихийные общежития. Тем самым люди с "нестандартным" взглядом на жизнь защищались от давления официальной идеологии и структур - заодно продолжая, хотя и очень своеобразно, русские традиции соборности. Искусство 60-90-х, пояснил куратор, уникальное явление, поскольку нигде в мире больше не было столь сплоченного андеграунда. А в последние годы этот дух коллективного протеста стал стремительно и, похоже, безвозвратно из русского искусства уходить, так что современное творчество, как это ни парадоксально, потихоньку возвращается на позиции благополучного "официоза...
Экспозиция в залах Третьяковки на Крымском валу производит чрезвычайно пестрое впечатление. Среди представленных 250 экспонатов можно встретить все - от "безобидной" на сегодняшний вкус эротической сценки до политически нагруженной фотокомпозиции "Поедание "Правды" знаменитых в свое время (и в своем кругу) Виталия Комара и Александра Меламида. Есть и живописные пародии, и инсталляции - сами по себе, может, не очень занятные, но зато смешно названные (например, на одной из них в "академическом" стиле указаны использованные материалы - только не "холст, масло", как обычно, а "дерево, колеса, сапоги"). Есть образцы граффити - например, забавный макет вагона метро, словно перенесенный с детской площадки, где его пестро размалевали дворовые подростки...
Вообще детское, наивное, иногда нарочито идиотическое - важный "лейтмотив" альтернативного искусства, которое тем самым дистанцировалось от "слишком серьезного", "слишком взрослого" официального творчества. Подчас это здорово - как говорится, "устами младенца глаголет истина". Но иногда рождает лишь недоумение - как, например, фотография четверых юнцов без штанов на фоне расстрелянного Белого дома. Право, вспомнился давний анекдот - тот самый, насчет боцмана с его шутками. К сожалению, представителей группы Анатолия Осмоловского, выставившей сей шедевр, в тот момент на выставке не было, и автору этих строк не удалось спросить, как они сейчас, 11 лет спустя, относятся к собственной тинейджеровской шалости "на крови".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников