10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОБЕЖДАЕТ СЕРОЕ

Корецкий Данил
Опубликовано 01:01 01 Февраля 2006г.
"Реклама - двигатель торговли", - некогда абстрактная поговорка в период товарного изобилия приобрела вполне конкретные формы. Мне трудно промыть мозги, но именно под влиянием рекламы посмотрел "Ночной дозор", потом купил и прочел все три книжных "Дозора", потом с компанией друзей посмотрел "Дневной дозор". Это подтверждают эффективность и высокий уровень рекламной кампании - вот первый феномен фильма.

Выйдя, обменялись впечатлениями: никому особо не понравилось. Спецэффекты - шикарные, режиссура - на уровне, операторская работа замечательная, актеры играют хорошо. Однако драматургия напрочь отсутствует. Из классического набора "завязка - кульминация - развязка" в фильме наличествует одна развязка. Надо сказать, весьма впечатляющая - апокалипсис, катящееся колесо обозрения, разрушенная Москва... Непонятно: из-за чего все это? Вроде и повода не было... Ну ели, пили, веселились. Иные в компании с узнаваемыми лицами реального мира, ну ладно, подрались, порезались, это бывает, но ради чего по вогнутому фасаду "Космоса" на авто носиться? Зачем Останкинскую башню валить? Если в книге все элементы классической триады присутствуют, то создатели фильма их успешно искоренили.
И это второй феномен: сейчас уже не модно добросовестно переносить литературное произведение на экран, считается хорошим тоном его "улучшить". Но дело это, увы, не всегда благодарное: великий Спилберг попытался поправить Уэллса, "улучшил" "Войну миров", и... стало видно, что по сравнению с классиком он вовсе и не велик...
Но "Дозор" и без драматургии, и без смысловой насыщенности делает колоссальные коммерческие сборы. Это его третий феномен, отражающий процессы, происшедшие в обществе за последние десятилетия.
Когда-то зрители приносили в кинотеатры семечки, что считалось проявлением бескультурья. Теперь в залах продают поп-корн, что считается признаком некоей продвинутости. Когда-то в заплеванных кинотеатрах маргинальная шпана улюлюкала, когда на экране целовались. На премьере "Антикиллера" в окруженном дорогими автомобилями и набитом элитной публикой кинотеатре "Пушкинский" тоже раздавались крики: "Экшен давай, экшен!" Это происходило в редкие минуты, когда герои переставали драться или стрелять и пытались объяснить, почему они дрались и стреляли. Но объяснения никого не интересовали.
Увы, надо признать откровенно: глобальное оглупление населения имеет вполне определенный успех. Навязчивая, агрессивная реклама предписывает пить пиво, жевать "нереально вкусную" (то есть невкусную?) жвачку, спать днем, а ночью говорить по телефону, покупать чудодейственные лекарственные снадобья, скачивать "прикольные" мелодии на телефон, танцевать, развлекаться, потреблять и еще раз потреблять. Когда работать и где брать деньги на все эти траты, реклама умалчивает.
Круг на театральной сцене жизни провернулся, декорации изменились: эпоха Анатолия Собчака сменилась временем Ксении Собчак. Герои нашего времени - косноязычные и безголосые "попсовики", нередко с лицами вырожденцев: именно они называются элитой общества, с них предлагается "делать жизнь" подрастающему поколению. В передаче "Умницы и умники" видишь совсем другие лица, совсем другой ум, совсем другие наряды. Но этих ребят и их родителей никто элитой не считает...
Не очень развитые и малокультурные люди были всегда. Раньше такой зритель не олицетворял зрительскую аудиторию. Он стеснялся своей неразвитости, иногда даже прикидывался, что понимает больше, чем на самом деле, чтобы выглядеть приличнее. Пытался подлаживаться под общую массу. И культура была настроена на других, развитых, "ущербным" предлагалось подтягиваться до общего уровня.
Сейчас другое. Производители рекламы, фильмов, иной поп-продукции именно на сугубо "опрощенный" сегмент зрительской аудитории и ориентируются. Примитивность принимается и утверждается в качестве нормы, стандарта.
Почему - понятно. Рынок, коммерческий интерес определяет массовую культурную политику. Так не только в кино. Так на телевидении, в книгоиздании, на эстраде, в рекламе... Редактор объясняет автору: чтобы книга хорошо продавалась, надо, чтобы она была попроще. Сложилась даже соответствующая терминология.
"Ну это же просто Кафка!" - услышал я ругательную оценку на одном из телеканалов.
"Так это комплимент, - уточнил я, - лестное сравнение с большим писателем..."
"Что вы, - сказали мне, - это у них ругательство. Это значит, что слишком сложно - зритель не поймет".
Результаты такой политики все ощутимее. Массовый читатель, зритель становится, по-моему, все ограниченнее. И все более в себе уверен. И больше не стесняется своих вкусов. Наоборот, агрессивно их утверждает вместе с производителями такой продукции. И процесс этот набирает обороты на глазах. Телевизионщики переводят всю страну на ночной режим, ставя популярные фильмы на час, два, три, четыре ночи... Цель проста: растянуть прайм-тайм - тогда сверхдоходы от рекламы станут еще выше.
Конечно же, у руля этих процессов стоят вовсе не глупые люди. И они прекрасно понимают гибельность этого пути для народа. Но заботит их только выгода. То есть оглупление, дебилизация населения для них не самоцель, а инструмент. Это, как говорят юристы, косвенный умысел. То есть когда человек предвидит наступление неблагоприятных последствий и безразлично к ним относится. Но все равно это умысел...
Когда-то зрители приносили в кинотеатры семечки, что считалось проявлением бескультурья. Теперь в залах продают поп-корн, что считается признаком некоей продвинутости.
Массовый читатель, зритель становится, по-моему, все ограниченнее. И все более в себе уверен. Это крикливое большинство больше не стесняется своих вкусов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников