СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ: МЫ - ВЕНЧАННЫЕ

35 лет супружества - случай редкий в киношной среде. Но вот уже двенадцать лет, как Светличная - вдова. Ощущение вдовства - самое тяжелое испытание для женщины. Оно редко поддается излечению, особенно, если ты в прежней жизни была любима и любила, - говорит Светлана Афанасьевна.

ЛЮБОВЬ И ИЗМЕНЫ
- Ощущение вдовства - самое тяжелое испытание для женщины. Оно редко поддается излечению, особенно, если ты в прежней жизни была любима и любила, - говорит Светлана Афанасьевна. Так и со мной. Знакомясь, встречаясь с мужчиной, непроизвольно сравниваю его с Володей, и тут же теряю интерес: не орел. Хотя не хочу скрывать: штиля в нашей супружеской жизни не было. Штормило - мало не покажется. Была и сумасшедшая любовь, и измены. Мы не были с Володей ангелами: я изменяла, он изменял. При этом жить друг без друга не мыслили.
- Как вы познакомились?
- Его и Жанну Прохоренко привел к нам на курс великий режиссер Михаил Ильич Ромм. Вначале я не привечала Володю: он был такой худющий, долговязый и застенчивый! Влюбилась в него, когда во ВГИКе показали "Балладу о солдате". Приревновала его к Жанне, с которой он снимался в фильме, выезжал за рубеж, где "Баллада о солдате" имела потрясающий успех. Свадьбу с Володей мы сыграли после зимней сессии.
- Многим ваш союз казался странным: тонкий, даже аристократичный Ивашов и вы - "не виноватая я, он сам пришел"...
- Ох уж эта фраза! После "Бриллиантовой руки" она не просто прицепилась ко мне, а стала крылатой. Со всех магнитофонов неслась песня моей Анны Сергеевны: "Вы называли меня милою девочкой, но не могли понять, что шутите с вулканом страстей". Причем полушутя, полусерьезно сравнивали соблазнительницу со мной.
- Не потому ли, что из-за вас многие мужчины теряли покой?
- Просто я была актрисой. Мне хотелось блистать, быть в окружении поклонников. После выхода на экраны "Бриллиантовой руки" меня признали самой сексуальной советской актрисой. У меня разыгралась фантазия, к тому же я - в папу, влюбчивая. Словом, голова закружилась: я влюблялась во всех своих партнеров: Николая Рыбникова, Олега Стриженова, Андрея Миронова... Были безответные и взаимные романы. Однажды Станислав Ростоцкий при Володе признался мне в любви. Я могу сказать, что Юрий Алексеевич Гагарин симпатизировал мне. Перед поездкой в Чили меня пригласили "на инструктаж", а там оказался и Юрий Алексеевич. Он тогда все шутил: мол, когда его отправляют за рубеж, начальство "подкидывает ему в делегацию серых мышек, а себе вот какую красавицу выбрали". После возвращения он пригласил меня и Володю к себе в загородный дом. И Юрий Алексеевич все время говорил: "Володя, как тебе повезло, что у тебя такая красавица жена". И мне это очень льстило.
- Володя не ревновал вас?
- Конечно, ревновал. Я тоже ревновала. Но он - сдержанно, а я - шумно. Однажды оцарапала его, приревновав к Ларисе Лужиной. Снимались на Дальнем Востоке, Лариса играла его жену, и мне показалось, что между ними что-то было.
ШОКОВОЕ БИКИНИ
- Как вы попали на фильм "Бриллиантовая рука"?
- Позвонили, пригласили срочно приехать. Гайдай, увидев меня, коротко бросил: "Сгодится". С художником по костюмам пошли в костюмерную, подыскать для фотопроб купальник: видимо, хотели посмотреть, не кривые ли у меня ноги. Оказалось, в самый раз, да так, что в фильме меня уже снимали в бикини: по тем временам для целомудренного советского кинематографа страны, где секса не было, случай - беспрецедентный. Уже позже я узнала, что на эту роль пробовались Людмила Максакова, Клара Лучко и другие актрисы. Фильм вышел на экраны, я стала знаменита на всю страну, а Нонна Викторовна Мордюкова, сыгравшая домоуправа, сказала: "Ну, Светка, теперь все мужики твои".
- А где халатик достали?
- Сшили на "Мосфильме". Все советские модницы тогда с ума сходили в поисках розового халатика с перламутровыми пуговицами. Мне письма писали, чтобы я помогла купить этот халатик! Год назад, к юбилею картины была специальная программа. Меня позвали на "Мосфильм", пошли в костюмерную, стали искать тот розовый халатик, а его уже и след простыл.
- А как Володя отнесся к этой вашей роли, не подтрунивал?
- Молчал. Он меня не хвалил и не ругал. Хотя чувствовала, что у него творится на душе: Светка на всю страну выставилась, от мужчин проходу нет. Меня его молчание задевало, хотелось выкинуть какой-нибудь фортель. Нет, паинькой я не была! Во мне всегда сидел чертик. Помню, меня с Вией Артмане отправили в Акапулько, представлять на фестивале фильм "Родная кровь". Так я там по ночам плавала в бассейне, заказывала шампанское, общалась с капиталистами. После возвращения меня вызвали в Госкино. Думаю, сейчас дадут за эти мои гуляния. Оказалось, для имиджа страны моя вольность была необходима. Как сказал тогдашний председатель Госкино: пусть за бугром знают, какие у нас есть интересные, раскрепощенные женщины.
- Неужели у вас не было высоких покровителей?
- Будь у меня покровители, моя творческая жизнь сложилась бы по-другому. Я могла бы сыграть в "Войне и мире", в "Воскресении", в "Анне Карениной". Меня не запретил бы снимать Сергей Герасимов, только потому, что я отказалась сыграть в его фильме. Мои мечты о Катюше Масловой, Анне Карениной остались неосуществленными. В начале перестройки мы с Володей не оказались бы без работы, без денег.
- Скажите, неужели все было так плохо, что он ушел работать на стройку? Не было ли это вызовом обществу, которое не ценит свои таланты?
- Володя пошел на стройку от безысходности: другой работы, за которую ему платили бы, и он мог кормить семью, не было.
- Вы чем-то помогли ему в то время?
- Я торговала обувью. Брала у приятельницы со склада импортную обувь и шла в транспортные агентства, где работали в основном женщины. Торговля шла успешно, в день я зарабатывала долларов 20, что было неплохим подспорьем. Потом, когда Володи не стало, на специальных курсах обучилась торговле пылесосами. Звонила, представлялась, покупателей не удивляло, что актриса Светлана Светличная торгует пылесосами, потому как мир тогда перевернулся. Помню, как выискала на Ленинском проспекте комитет пенсионеров, бывших разведчиков. Приехала, убедила, что им для солидности просто необходим импортный пылесос. И что вы думаете, купили его разведчики!
АНЕСТЕЗИЯ: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
- Сейчас, когда вы живете одна, оглядываясь на прошлое, о чем-то жалеете?
- В моей жизни все состоялось: я вышла замуж за человека, которого безумно любила. Мы - венчанные муж и жена. Володя меня многому научил, и не только в творческом плане. Пусть не сразу во мне "проклюнулись его университеты", но сейчас я такая, какой он меня хотел видеть - многотерпеливая. И я горжусь этим. Корю себя, что, торопясь жить, не сберегла его... Что доверилась пьяным врачам, которые, не поставив точного диагноза, сделали операцию, потом - повторную... Володя, не выдержав анестезии, умер от желудочного кровотечения.
- Как перенесли утрату?
- Я не могла ни плакать, ни кричать - просто окаменела. Во мне застряли и слезы и крик, когда можно выплакать, выкричать боль. Все напоминало о Володе. Тогда я раздала все его вещи, почему-то оставив только галстуки. Так продолжалось три года, я внушила себе, что он на долгих съемках и скоро вернется. И мне стало легче, настолько, что позволила себе поехать в Сочи на кинофестиваль "Кинотавр". На его закрытии была вечеринка, и меня пригласил танцевать один из грузинских актеров. Есть такие поэтические строки: "Но память прошлое хранит, душа моя к тебе стремится. Так все еще летит убитая в полете птица..." Вот я - та самая убитая птица, вдруг встрепенулась, во мне что-то произошло. Я поняла, что Володи уже нет, что, может, в моей жизни появится и другой мужчина. С тех пор я живу ожиданием встречи, а когда она состоится, мы вдвоем будем жалеть, что поздно встретились. Но это - моя фантазия, мне так легче. Вот сегодня на балкон прилетал воробей, повесила ему сало, покрошила пшенички, пшена. Он сидит, смотрит на меня. Говорю: "Что, симпатяга, замерз там?" В ответ пташка стучит клювиком в окно.