ВО ЧТО ИГРАЮТ НАШИ МАЛЫШИ

Во времена моего детства все девочки мечтали о немецкой кукле в красивом платье и с закрывающимися глазами, а мальчики - о маленьких рессорных машинках, у которых открывались двери. Но то великолепие было доступно лишь избранным - тем, у кого родители или ездили заграницу, или имели блат в магазине. Сейчас наши дети капризно выбирают между говорящими пупсами в натуральную величину, куклами Барби, пультоуправляемыми машинами и... ни во что не играют.

О том, почему наши дети не умеют играть, какие игрушки полезны, а какие вредны, рассказывает доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра "Игры и игрушки" при Московском городском психолого-педагогическом университете Елена СМИРНОВА.
- Сегодня чем необычнее игрушка, тем более она привлекательна для покупателя, - говорит Елена Олеговна. - Игрушки становятся технологичнее и конкретнее. А это, с точки зрения детского психолога, уводит ребенка от самостоятельной фантазийной игры в сферу простого манипулирования техническими приборами.
- Какие игрушки, на взгляд детского психолога, хороши для детей?
- От года до трех для ребенка главное - проявить свою активность, научиться действовать предметами. Поэтому ребенку нужно давать играть различными вкладышами, пирамидками, матрешками, простыми кубиками. Хороши также игрушки "с сюрпризом", которые стимулируют познавательную активность. Замечательная игрушка - "картофельная голова", где надо составлять из частей целое. Что не исключает, конечно, и действия с реалистическими игрушками - настоящие кастрюльки, чашки, ложечки. Это игрушки и для девочек, и для мальчиков. После трех лет у ребенка начинает интенсивно развиваться внутренний мир, у него уже появляются образы, он начинает фантазировать. И тут уже нужны так называемые открытые игрушки - куклы, звери, предметные игрушки для абсолютно разных игр. Например, в дочки-матери, больницу, магазин, по мотивам сказок. Главное, чтобы в играх был сюжет, связь событий.
- В возрасте с трех до шести-семи лет самое главное занятие ребенка - это игра. Каждый человек должен пройти через мир сказки, фантазии, образов. Без этого он не может состояться.
- Игрушки в этот период тоже не делятся на мальчиковые и девичьи?
- Поскольку социальные роли делятся, то и мальчик в игре вряд ли будет мамой, он выберет роль папы. Хотя мы против четкого деления по полу до младшего школьного возраста. Ничего страшного, если девочка играет в солдатики, а мальчик в куклы. Гораздо важнее его человеческие качества, чем половая принадлежность, которая и так ясна. Сейчас же, к сожалению, воспитание женственности у девочек родители сводят к самоукрашательству, гламуру, а воспитание мужественности у мальчиков - к борьбе, демонстрации мускульной силы.
- Кстати, насчет агрессивных игрушек - пистолетиков, автоматов.
- Игра в войну - это традиционный сюжет, и если пистолеты и автоматы включены в действо, если это не просто "пиф-паф", то и замечательно. Однако чем более оснащенной и похожей на настоящий автомат является игрушка, тем хуже. Если пистолет действительно стреляет, он имитирует звук, запах пороха, из него вылетают пули, то он провоцирует ребенка не на игру, где все достаточно условно, а толкает к агрессии.
- В каком возрасте дети должны научиться сами, без взрослых, играть в игрушки?
- Это зависит исключительно от условий воспитания. Учить игре надо на третьем году жизни. Постепенно надо показывать ребенку что, например, обычный карандаш может быть и градусником, и флагом, и человечком в зависимости от цели игры. То есть родители должны показать, что такое игровые замещения, развивать фантазию ребенка, не просто манипулировать игрушкой, а представлять ее в разных ролях.
- Младшие школьники могут играть в игрушки, или они для этого уже взрослые?
- По идее, к концу дошкольного возраста детям должны быть интересны игры с правилами - настольные, командные, спортивные, то есть те, в которых ребенок может себя утвердить, реализовать. Но сейчас очень часто дети начинают играть в дошкольные игры после шести лет. Это происходит потому, что они вовремя не доиграли, перед школой родители обучали их не игре, а языкам, чтению и дидактическим материалам. Кстати, многие учителя начальных классов сейчас отмечают, что у современных детей снижен уровень фантазии, то есть они не могут что-то вообразить, придумать, сочинить. Я считаю, что дефицит воображения, отсутствие концентрации, неспособность удерживать задачу, что демонстрируют школьники, - это следствие неразвитой игры.
- Давайте поговорим о конкретных игрушках. Почему детские психологи негативно относятся к таким популярным у современных девочек куклам, как Барби, Братц?
- В эти куклы очень трудно играть, а популярны они, я думаю, потому, что модны, престижны. Кукла Барби, с нашей точки зрения, очень закрыта, то есть она подталкивает ребенка к определенным действиям - раздеть-одеть. Вселить в нее какой-то образ очень трудно. Она по определению красавица. С ней трудно играть в дочки-матери, трудно представить ее подружкой, сверстницей ребенка. Кукла фирмы "Братц" тоже очень закрыта, поскольку ее лицо навязывает определенный образ - юной девушки, тронутый, я бы сказала, пороком: большие губы, сильно накрашенные глаза. Это выражение самодовольного и холодного лица на самом деле не безобидно, потому что девочка, имея такую игрушку, перенимает ее выражение лица и хочет быть на нее похожа. С этой куклой играют в танцы, различные тусовки. То есть ее внешний облик навязывает определенный образ жизни.
- Ну а если родители, как и вы, считают, что такие игрушки неприемлемы для их ребенка, как им объяснить детям, почему их не будут покупать? Ведь могут начаться обиды: "у всех есть, а у меня нет".
- Объяснить это трудно, но можно попробовать, по крайней мере, ребенка до пяти лет, заинтересовать хорошей игрушкой. Вообще, если до этого возраста ребенок почувствовал вкус к настоящей игре, то ему не страшна даже Братц. Потому что умеющий хорошо играть ребенок может превратить любую куклу в человека.
- И все-таки как родителям отличить хорошую игрушку от плохой?
- Прежде чем покупать игрушку, нужно представить, что ребенок будет с ней делать, как он будет играть. И если игрушка предназначена только для простейших манипуляций, диктует ребенку правила игры, например, ребенок должен только одевать и раздевать куклу или нажимать на кнопочку и слушать, что она говорит, то это далеко от игры и эти игрушки не хорошие. А вообще, чем проще игрушка, тем больше она предоставляет диапазон для игры, творчества. Кстати, самая хорошая игрушка - это мяч. В него можно играть с года до старости именно из-за того, что он - совершенно оптимальной формы и простоты. Например, можно играть в семью мячей, их можно катить, кидать, да что угодно придумывать и делать.
Научиться играть с детьми родители могут, записавшись на очную консультацию к психологам Центра "Игры и игрушки". Адрес Центра в интернете: www.psytoys.ru
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Ольга КАРЕЛОВА, мама пятилетней Лизы:
- Ничего плохого в Барби я не вижу, наоборот: переодевая куклу, мы тренируем мелкую моторику пальчиков, рассматривая ее "королевские" наряды, говорим о разных стилях и эпохах, отраженных в одежде. А то, что у каждой Барби должен быть свой Кен, приводит мою дочь к мысли о создании нормальной семьи. Тем более я объясняю дочери, что красавец мужчина не будет обращать внимания на глупую и неухоженную жену, поэтому дочка должна хорошо учиться и всегда следить за собой. И что плохого, скажите, в том, что моя дочь хочет жить в таком же красивом доме, как у Барби, и ездить на такой же машине? Если честно, разве не этого хочет каждая мать для своей дочери? Только об этом можно говорить с завистью и злобой - мол, такое есть только у ворья богатого, а можно объяснить ребенку, что мечта эта вполне нормальная, исполнение зависит от него самого ("будешь хорошо работать - заработаешь"), внешних обстоятельств ("правда, дорогая, тут нужна еще и удача") и, самое главное, внутренних установок ("да, конечно, дом с самолетом - это хорошо, даже отлично, но подумай, так ли он тебе нужен для счастья, может быть, есть что-то другое, не менее важное, к чему стоит стремиться?"). Так что я думаю, что современные игрушки просто требуют от родителей объяснений, разговоров с собственными детьми. И тогда ребенку с психологической точки зрения ничего не угрожает.