Кризис нипочем, ищем новую работу

90% граждан не готовы выкладываться на полную катушку

Больше половины россиян не стремятся обезопасить себя от новой волны кризиса. К таким выводам пришли эксперты кадрового холдинга «АНКОР» в ходе исследования «Мотивация персонала: карьерные ожидания соискателей».

Из тех, кто все-таки беспокоится о своем будущем, только 10% готовы работать эффективнее на нынешнем рабочем месте. Остальные предпочитают копить деньги или просматривать новые сообщения о вакансиях.

Работающие россияне, судя по результатам исследования, вообще склонны не засиживаться на одном месте. Так, 44% респондентов постоянно отслеживают, что еще предлагает им рынок труда. Удивительно, что при этом большинство работников — 52% — на первое место в качестве нематериальной мотивации при выборе новой работы ставят стабильность компании.

«Пока в сознании наших сотрудников понятия „компания“ и „сотрудник“ не соотносятся как „механизм“ и „часть механизма“. Отсюда и такие несоответствия между ожиданиями от работодателя и собственными стремлениями. Так, если человек на Западе стремится к стабильности, он прежде всего сам ее проявляет, старается заниматься долгосрочными проектами», — говорит бизнес-тренер Семен Елистратов.

Работа для россиянина — «война за деньги»

На рынке вакансий тем временем для 63% квалифицированных работников находится всего два-три реальных предложения о работе. Для 21% предложение и вовсе единственное.

«Переход на новое место работы всегда связан с определенными рисками, предложение — финальная стадия переговоров, но не гарантия, что сотрудник все-таки задержится в компании. Есть еще испытательный срок и прочие подвод-ные камни. Но в условиях, когда на прежнем месте для него нет никаких перспектив, а значит, и серьезного повышения оклада, возможно, стоит пойти на риск. Работа для россиянина — это война за деньги, а тут все средства хороши», — поясняет Семен Елистратов.

О негативном отношении россиян к своей работе говорят и мнения, высказанные респондентами в ходе опроса. «Профессия интересна в том случае, когда она не рутинна и не узкоспециализирована. Когда руководство активно поощряет твои старания, полет мысли и дает свободу в этом отношении. При отсутствии вышеперечисленного даже самая любимая профессия наскучивает и вызывает апатию. В связи с этим вполне можно любить профессию, но не свою работу», — поясняет участник опроса.

К деньгам не стремятся только альтруисты

Специалисты считают, что нематериальные факторы мотивируют прежде всего талантливых людей и альтруистов.

«Полагаю, что возможность заниматься интересным делом мотивирует прежде всего альтруистов и талантов от Бога. Успешные люди часто говорят, что сначала им было невероятно любопытно заниматься каким-то делом, а потом пришли большие деньги. Мы знаем примеры весьма состоятельных людей, которые могут позволить себе не работать, хотя делают это уже по привычке», — говорит руководитель отдела «Банки и финансы» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Елена Попова.

Ситуация, при которой работники не слишком заинтересованы в том, чем занимаются, объясняется не только личными особенностями каждого кандидата, но и состоянием экономики в целом. «Для развивающихся экономик, к которым относится и Россия, вообще характерна ситуация, когда главными мотивирующими факторами являются материальные. Наше общество пока еще находится на стадии активного потребления, нам нужно все и прямо сейчас. На Западе, где уже относительно давно установлены высокие жизненные стандарты, люди предпочитают более размеренный темп работы, явно смещая баланс „работа — жизнь“ в сторону последнего», — говорит генеральный директор кадрового агентства Kelly Services Екатерина Горохова.

Каждый сам за себя

Наиболее важным материальным фактором мотивации 53% респондентов называют нефиксированный бонус, который зависит от личных показателей эффективности. По мнению экспертов, проводивших исследование, эти данные говорят об уверенности сотрудников в своей квалификации и готовности работать продуктивнее, если это приводит к увеличению материальной компенсации.

На втором месте по значимости для работников — социальный пакет и оплата обучения, в том числе и за рубежом. За них проголосовали 48 и 41% соответственно. «Из всего расширенного социального пакета наиболее адекватный и необходимый — ДМС. Остальное — лишняя трата денег, которые можно направить на другие цели. Например, создание индивидуальной премии по результатам работы за год», — говорит участник опроса.