Сборы российских фильмов в прошлогоднем прокате составили 5,6 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2010 году. Несмотря на ободряющие цифры, «Труд» считает, что и у зрителей, и у деятелей отечественного кино не слишком много поводов быть довольными друг другом.
Российское кино пребывает если не в упадке, то в стагнации. Реальная ситуация становится понятна, если от миллиардных сборов перейти к числу зрителей — оно практически не изменилось. В
Зрители не доверяют российскому кино. С января по октябрь 2011 года сборы
В этом смысле русское кино можно назвать
«Около 35% зрителей, выходящих из кинотеатров, говорят, что не хотели бы смотреть русское кино. Виноваты мы сами, — вынес вердикт российским кинематографистам генеральный директор Первого канала Константин Эрнст на
Правда, «дураки» свою аудиторию тоже завоевали, и, как показывает статистика, любителей «молочных желез Анны Семенович» хватает:
Спас отечественное кино от полного провала вышедший под занавес года кинохит про народного любимца «Высоцкий. Спасибо, что живой». Сработало и сарафанное радио, и любовь к выдающемуся барду. Пиарщики тоже не промахнулись: наверняка немалая часть зрителей пошли в кино, чтобы сказать свое веское слово в споре о том, кто же
На втором месте расположился новогодний ромком от продюсера Тимура Бекмамбетова
Тенденцию подтверждает первая десятка самых кассовых картин: ровно половина в ней — это сиквелы — продолжение мультэпопеи «Три богатыря и Шамаханская царица», «Бой с тенью 3D», «Служебный роман. Наше время», «Самый лучший фильм 3D»,
Авторское кино по плохой российской традиции плетется в самом конце
Тридцатку кассовых российских картин закрывают романтические «Два дня» новобрачной Дуни Смирновой. Эту картину от провала в прокате не спасли даже звездные актеры Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт. Остальные авторские картины не попали даже в тридцатку: сборы фильмов «Мишень» Александра Зельдовича,
Некоторые успешные фестивальные картины вообще не могут получить своих прокатчиков. Год назад такое произошло с «Овсянками» Алексея Федорченко, собравшего несколько призов в Венеции. В этом году история повторилась с «Портретом в сумерках» Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной. Картина побывала на фестивалях в Торонто, Рейкьявике, Варшаве, Салониках, Стокгольме, но чтобы фильм дошел до отечественных зрителей, авторам пришлось создать собственную прокатную компанию, а режиссер Ангелина Никонова сама развешивала афиши в кинотеатре «Пионер».
Как ни прискорбно, но игнорируют авторское кино не только зрители, но и власть. Так,
Фонд кино тоже иногда выделяет средства на социально значимые проекты, но чтобы заполучить этот статус, нужно пройти огонь, воду и медные трубы, то есть практически снять фильм. Например, «Фауста» режиссера Александра Сокурова Фонд кино признал социально значимым только тогда, когда стало известно, что картину взяли в конкурс Венецианского кинофестиваля. До этого все мольбы продюсеров оставались неуслышанными. В итоге лента получила главный приз в Венеции — «Золотого льва», с чем Сокурова лично поздравил
«Молочные железы Анны Семенович» свое дело сделали. Чтобы высидеть в темном зале один на один с «Фаустом», который к тому же длится два с лишним часа, нужно быть готовым не просто поржать, а еще и немного думать. Такой публики в стране осталось совсем мало.
Сергей Толстиков, исполнительный директор Фонда кино: «Хорошие фильмы есть»
— Критики чаще всего заостряют внимание на неудачных цифрах и фактах. Получается, что кино не снимается, что все будет только хуже. Реальная жизнь гораздо сложнее. В кино есть талантливые люди, которые делают хорошие фильмы. И мы должны им помочь. Сейчас уже есть результаты реформы кино, и можно сказать, что вышло достаточно успешных картин, которые повернули зрителей к российскому кино. Картины, вышедшие в ноябре—декабре 2011 года, сделали 40% общегодовых сборов. В 2012 году мы делаем ставки на «Шпионский роман» и «Август. Восьмого».
Знаковые российские фильмы, которые провалятся в отечественном прокате
Метафизическая драма, получившая главный приз на Венецианском кинофестивале в 2011 году, вряд ли привлечет любителей «поржать».
Картину расхвалили и в России, и за рубежом, но аудитории за пределами столичного круга эстетов этот
Артхаусный фильм Мизгирева будет представлять Россию на Берлинале. Такое жесткое и правдивое кино любят в Европе, но не у нас.