Куда уехал старый «мерседес»

Подержанные автомобили со свистом отправляются из Западной в Восточную Европу

Старый Свет озабочен избавлением от автомобильных выхлопов и улучшением экологии. Но прежде всего для себя, а не для новых членов ЕС. Поэтому сейчас подержанные автомобили со свистом отправляются из Западной в Восточную Европу.

Германская Frankfurter Allgemeine Zeitung вышла с броским заголовком: «Вторжение старого немецкого дизеля». Разумеется, речь не о военной операции. Просто сегодня многие немцы, датчане и французы хотят избавиться от старых автомобилей и без проблем находят покупателей в сопредельных странах. Экологи ЕС уже заговорили о «мусорной свалке» автопрома на востоке Европы.

К слову, еще недавно основным рынком сбыта старых авто была Россия, но сначала заградительные пошлины, а затем и требование устанавливать устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» поставили шлагбаум на пути иномарок с пробегом. Зато внутри Евросоюза границы открыты, таможенных сборов нет, зато хватает желающих порулить на «почти новых» «бумерах» и «мерсах».

Как отмечает FAZ, в последние годы среди немецких автомобилистов особенно пострадала репутация дизеля. На скандал с выхлопными газами наложились новые экологические стандарты, которые постоянно ужесточаются. Европейские производители уже к 2021 году должны обеспечить снижение выбросов выхлопных газов на 40% по сравнению с нормативами 2005 года. Это касается новых автомобилей, старыми можно пользоваться, если они отвечают стандартам своего года выпуска. Но жители Западной Европы не привыкли отказывать себе в удовольствии время от времени обновлять личный автопарк, если средства позволяют. А подержанные автомобили теперь находят новое применение в бывших странах соцлагеря.

Например, в Румынии только за прошлый год было зарегистрировано больше 31 тысячи подержанных дизельных автомобилей из Западной Европы. Бизнес на «автохламе» процветает также в Хорватии, Словении, Болгарии, Чехии и Словакии. Согласно исследованию рынка, проведенному восточноевропейским дилером AAA Auto, в Чехии 63% старых машин поступает из Германии, причем 60% из них имеют дизельный двигатель. В соседней Словакии на солярке работают 78% импортируемых автомашин.

В Чехии, а также в Польше, Хорватии и Сербии, напоминает FAZ, нет экологических зон, где бы запрещалось пользоваться автомобилями, не отвечающим новым стандартам по экологии.

«Мы по-прежнему завозим подержанные автомобили без каких-либо ограничений, — говорит чех Ян Прикрыл, представляющий десятки дилеров. — Нашего клиента прежде всего интересует, сколько топлива потребляет автомобиль на сотню километров». А в этом отношении дизель на 20-30% экономичнее бензинового двигателя.

«Для сербских покупателей главное, чтобы автомобили были дешевыми, — говорит Слободан Кургуз, владелец автосалона в Белграде. — А это значит, что чем старше машины, тем выше спрос». По данным Ассоциации сербских импортеров, средний возраст подержанных импортных автомобилей составляет 12 лет. Сербия остается одной из немногих балканских стран, которая по-прежнему разрешает импорт автомобилей стандарта Евро-3.

В Румынии, согласно отчету ассоциации автомобильных производителей ACEA за 2018 год, средний возраст машин в личном автопарке — 16 лет. Немногим лучше ситуация в Хорватии и Польше: 14 и 13 лет соответственно. Для сравнения: в Германии средний возраст автомобиля — около восьми лет.

«Зеленые» в Евросоюзе возмущены этой тенденцией. «Мы должны организовать протестное движение, — считает Ян Пинос из чешской экологической организации «Радужное движение». — Южная и Центрально-Восточная Европа не должны становиться местом захоронения старых, загрязняющих воздух продуктов». Увы, Яна пока не слышат даже в родной Праге. Где для многих автомобиль остается символом социального статуса: чем больше, тем лучше!

А вот в Старом Свете при выборе автомобиля клиенты все чаще руководствуются экологическими требованиями. Журнал Spiegel сообщил, что в западных странах быстро растет спрос на электромобили. На европейском континенте лидером, как ни удивительно, стала богатая нефтью Норвегия, где в прошлом году их продано 73 тысячи. В Германии электромобили приобрели 68 тысяч автомобилистов, во Франции и Великобритании, соответственно, 46 тысяч и 60 тысяч.