НАРКОМАН В ТУНДРЕ НЕ ЖИЛЕЦ

На днях после бурной и продолжительной дискуссии Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О гражданстве РФ". Противоречия между сторонниками и противниками ужесточения правил принятия российского гражданства оказались настолько велики, что в конечном варианте документа возникли положения, прямо противоположные друг другу.

Между тем закон "О гражданстве" должен быть предельно ясным, однозначным, поскольку на его базе предстоит решать не бумажные, а вполне реальные проблемы, существующие в стране. Связаны они прежде всего с неуправляемыми миграционными процессами.
- Зачем нас "открыли"? - этот вопрос больше всего беспокоит жителей Нового Уренгоя. До середины 90-х годов город газодобытчиков относился к разряду "режимных". Помню, как в аэропорту проверяли не только паспорта, но и официально заверенные приглашения на временное пребывание, командировочные удостоверения. Человек, не имеющий прописки в Новом Уренгое, мог прибыть сюда только по приглашению или в командировку. В свое время в этих северных краях жить и работать постоянно разрешалось хорошим специалистам, людям с отменно крепким здоровьем. В аномальных климатических условиях Крайнего Севера это было оправданно. А когда город сделали "открытым", сюда хлынул неуправляемый людской поток. Большинство мигрировали из бывших союзных республик - Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана. Адаптация к арктическим условиям проходит по-разному. У многих проявились психические расстройства, которые не произошли на материке.
- В период обострения заболеваний наш диспансер переполнен, - рассказывал мне главный врач городского психоневрологического диспансера Николай Шевченко. - Но это не самое страшное. Есть еще более серьезная проблема, возникшая в последние годы, - всплеск наркомании. На учете только в нашем диспансере состоит около 300 наркоманов. На самом деле их в Новом Уренгое не менее трех с половиной тысяч.
Рост наркомании новоуренгойцы связывают именно с неконтролируемой миграцией. Социологический опрос, проведенный год назад, показал, что главной проблемой города 98 процентов его жителей считают именно распространение наркотиков. А основным методом борьбы с этим злом респонденты назвали возвращение городу статуса "закрытого".
Проблема наркомании актуальна для всех северных городов. На Севере, где сосредоточена основная углеводородная база страны, "крутятся" огромные деньги. А наркотики прокладывают путь именно туда, где шелестят купюры. Наркоторговцы продолжают осваивать "севера", несмотря на противостояние местных администраций и правоохранительных органов.
В нефтяной столице Ханты-Мансийского округа - Сургуте дурман продают даже бабушки, торгующие семечками. По мнению почти 80 процентов сургутян, хуже этого зла нет ничего. К числу очень актуальных эту проблему относят также жители Югорска, Нижневартовска, Нефтеюганска, других городов и поселков ХМАО.
- Мы очень заинтересованы в упорядочении въезда на территорию нашего региона, - говорит губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. - К нам настойчиво тянутся люди. Причем контингент такой, который не шибко хочет работать, а лишь бы заработать, неважно как - и убежать. Понимаем, что федеральные законы не позволяют закрыть границы, что есть Конституция, гарантирующая свободу передвижения и Конвенция по правам человека. Но считаю, что в стратегических регионах страны должны предприниматься повышенные меры предосторожности. У нас на территории проходит более 50 ниток нефте- и газопроводов. В свое время нефтегазовый комплекс Ямала строился "открыто" (магистрали пролегали по поверхности тундры) - ведь округ десятки лет являлся запретной для посторонних зоной. А в последнее время мы начали получать угрозы о взрыве объектов. Такие заявления могут делать только приезжие люди, у кого есть опыт шантажа. Добавлю, что Газпром тоже озабочен вопросами неуправляемой миграции в сырьевых регионах. Принятая недавно стратегия освоения новых месторождений Ямала, а также порядок совместных действий администрации ЯНАО и Газпрома, закрепленный в меморандуме, учитывают вопросы защиты объектов нефтегазового комплекса, в том числе - и упорядочение въезда на территорию округа.
Вопросы контроля за миграцией населения очень деликатные. Но в решении их, наверное, надо руководствоваться интересами не только тех, кто хочет приехать в тот или иной российский регион, но и возможностями самих регионов принять переселенцев. Не зря на эту проблему обратил внимание президент страны. Он справедливо считает, что мигранты должны селиться не в последнюю очередь там, где это важно для страны.