17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ ЖИТИНКИНА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 01 Марта 2003г.
Такого поворота событий, связанного с противостоянием теперь уже бывшего главного режиссера Театра на Малой Бронной и труппы, никто не ожидал. Это первое, а второе - спектакль "Анна Каренина", изначально заявленный Житинкиным как эпатажный, где главная героиня - наркоманка, - оказался самым что ни на есть традиционным.

Не знаю, как это получилось, но, возможно, режиссер специально делал такие заявления, чтобы создать ажиотаж вокруг будущей премьеры. А может, действительно хотел круто осовременить Толстого и все поставить в спектакле с ног на голову, но после того, как узнал, что контракт с ним могут расторгнуть и труппу крайне раздражают его "сексуальные выкрутасы" на сцене, - в процессе репетиций перестроился и притворился "паинькой". В итоге выбрал из романа наиболее выигрышные эпизоды (не теряя при этом сюжетной линии) и разыграл их вместе с артистами в картинках.
Все это сильно напомнило мне "монтаж" кинокадров, но так как театр - не кино, то режиссер отделил одну сцену от другой затемнениями, а чтобы зрители в паузах не скучали, включил красивую музыку. При этом надо отметить: оформление спектакля (художник Андрей Шаров) оказалось "говорящим". Образ белого, хрустального дворца символизировал хрупкость и недолговечность счастья, любви, а три огромных зеркала, спускающихся с колосников в солидных багетовых рамах, олицетворяли зеркала душ - Анны, Каренина и Вронского.
Таким образом все внимание режиссера было сконцентрировано на этих действующих лицах - муже, жене и ее любовнике, которые живут вместе и никак не могут разорвать этот проклятый узел. Одна из центральных сцен спектакля - когда смертельно больная Анна, вся в белом, стоит на стеклянном постаменте и умоляет соперников простить ее и друг друга. После чего все они обнимаются и застывают в скульптурной группе, как бы символизируя вечность этого сюжета, интересного зрителям в любом веке, в том числе и нашем.
В то же время Житинкин изменил психологические акценты в поведении героев. Он превратил Анну в исполнении Евгении Крюковой (приглашенной специально на эту роль из Театра Моссовета) в капризную и порочную женщину, а Каренина возвеличил, сделал фигурой страдающей, жертвенной. Олег Вавилов поступил как истинный приверженец системы Станиславского, который советовал артистам искать в плохом персонаже хорошее. Он сумел найти в этом чиновнике, человеке-машине качества истинного христианина, отвечающего перед Богом и людьми за семью. Вот почему его становится жалко как незаслуженно обманутого мужа, и выходит, во всех бедах виновата Анна с ее свободной любовью. Да и совсем юный Вронский в исполнении Александра Ефимова тоже начинает чувствовать, как почва уходит у него из-под ног в общении с нервической "дамой сердца", часто не знающей, чего она хочет. Общественное мнение по поводу ее незаконной связи с Вронским в этом спектакле преднамеренно отодвинуто режиссером на задний план. Эта женщина живет мгновениями любовной страсти. Как только наступает затишье, пауза, она начинает мучиться, метаться, кричать, обвиняя Вронского в равнодушии. В трактовке образа Анны Житинкин опирается на фразу Льва Толстого, писавшего, что любовь - это болезнь, подобная скарлатине. В данном же спектакле режиссер доводит любовную "болезнь" до острого нервного расстройства, маниакальной депрессии. Не случайно Анна ищет успокоения в морфии. Когда же она решается на самоубийство и два прожектора приближающегося поезда с неумолимой скоростью надвигаются на нее, то это воспринимается публикой как нечто неизбежное при психическом, в сущности, заболевании.
О, бойтесь, бойтесь, мужчины, такой обжигающей страсти, горе тому, кто попадет в ее водоворот, - недвусмысленно намекает режиссер. Одним словом, Житинкин захотел стать святее самого Римского Папы. Только, как мне кажется, за этой "святостью" скрывается явное пренебрежение к слабому полу, которое прослеживается и в предыдущих спектаклях Житинкина. Ну что ж, в конце концов, это даже забавно, если учесть, что 70 процентов зрительного зала состоит из женщин. Авось благодаря режиссеру-женоненавистнику они обратят внимание на свои "отдельные недостатки" и попробуют исправиться. Пишу так не потому, что обижена за свой пол и хочу уязвить этого специфического постановщика. Ему и без того сейчас несладко... Но, опять же, недавно выступая по телевидению с обвинениями в адрес театра, он берет себе в союзницы исполнительницу Анны Карениной Евгению Крюкову, красивую, женственную актрису... Не пародокс ли?


Loading...



Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.