07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ ЖИТИНКИНА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 01 Марта 2003г.
Такого поворота событий, связанного с противостоянием теперь уже бывшего главного режиссера Театра на Малой Бронной и труппы, никто не ожидал. Это первое, а второе - спектакль "Анна Каренина", изначально заявленный Житинкиным как эпатажный, где главная героиня - наркоманка, - оказался самым что ни на есть традиционным.

Не знаю, как это получилось, но, возможно, режиссер специально делал такие заявления, чтобы создать ажиотаж вокруг будущей премьеры. А может, действительно хотел круто осовременить Толстого и все поставить в спектакле с ног на голову, но после того, как узнал, что контракт с ним могут расторгнуть и труппу крайне раздражают его "сексуальные выкрутасы" на сцене, - в процессе репетиций перестроился и притворился "паинькой". В итоге выбрал из романа наиболее выигрышные эпизоды (не теряя при этом сюжетной линии) и разыграл их вместе с артистами в картинках.
Все это сильно напомнило мне "монтаж" кинокадров, но так как театр - не кино, то режиссер отделил одну сцену от другой затемнениями, а чтобы зрители в паузах не скучали, включил красивую музыку. При этом надо отметить: оформление спектакля (художник Андрей Шаров) оказалось "говорящим". Образ белого, хрустального дворца символизировал хрупкость и недолговечность счастья, любви, а три огромных зеркала, спускающихся с колосников в солидных багетовых рамах, олицетворяли зеркала душ - Анны, Каренина и Вронского.
Таким образом все внимание режиссера было сконцентрировано на этих действующих лицах - муже, жене и ее любовнике, которые живут вместе и никак не могут разорвать этот проклятый узел. Одна из центральных сцен спектакля - когда смертельно больная Анна, вся в белом, стоит на стеклянном постаменте и умоляет соперников простить ее и друг друга. После чего все они обнимаются и застывают в скульптурной группе, как бы символизируя вечность этого сюжета, интересного зрителям в любом веке, в том числе и нашем.
В то же время Житинкин изменил психологические акценты в поведении героев. Он превратил Анну в исполнении Евгении Крюковой (приглашенной специально на эту роль из Театра Моссовета) в капризную и порочную женщину, а Каренина возвеличил, сделал фигурой страдающей, жертвенной. Олег Вавилов поступил как истинный приверженец системы Станиславского, который советовал артистам искать в плохом персонаже хорошее. Он сумел найти в этом чиновнике, человеке-машине качества истинного христианина, отвечающего перед Богом и людьми за семью. Вот почему его становится жалко как незаслуженно обманутого мужа, и выходит, во всех бедах виновата Анна с ее свободной любовью. Да и совсем юный Вронский в исполнении Александра Ефимова тоже начинает чувствовать, как почва уходит у него из-под ног в общении с нервической "дамой сердца", часто не знающей, чего она хочет. Общественное мнение по поводу ее незаконной связи с Вронским в этом спектакле преднамеренно отодвинуто режиссером на задний план. Эта женщина живет мгновениями любовной страсти. Как только наступает затишье, пауза, она начинает мучиться, метаться, кричать, обвиняя Вронского в равнодушии. В трактовке образа Анны Житинкин опирается на фразу Льва Толстого, писавшего, что любовь - это болезнь, подобная скарлатине. В данном же спектакле режиссер доводит любовную "болезнь" до острого нервного расстройства, маниакальной депрессии. Не случайно Анна ищет успокоения в морфии. Когда же она решается на самоубийство и два прожектора приближающегося поезда с неумолимой скоростью надвигаются на нее, то это воспринимается публикой как нечто неизбежное при психическом, в сущности, заболевании.
О, бойтесь, бойтесь, мужчины, такой обжигающей страсти, горе тому, кто попадет в ее водоворот, - недвусмысленно намекает режиссер. Одним словом, Житинкин захотел стать святее самого Римского Папы. Только, как мне кажется, за этой "святостью" скрывается явное пренебрежение к слабому полу, которое прослеживается и в предыдущих спектаклях Житинкина. Ну что ж, в конце концов, это даже забавно, если учесть, что 70 процентов зрительного зала состоит из женщин. Авось благодаря режиссеру-женоненавистнику они обратят внимание на свои "отдельные недостатки" и попробуют исправиться. Пишу так не потому, что обижена за свой пол и хочу уязвить этого специфического постановщика. Ему и без того сейчас несладко... Но, опять же, недавно выступая по телевидению с обвинениями в адрес театра, он берет себе в союзницы исполнительницу Анны Карениной Евгению Крюкову, красивую, женственную актрису... Не пародокс ли?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников