НЕУДАЧНЫЙ ПИЛОТАЖ "АВИАТОРА"

Даже старожилы Голливуда не упомнят такой рекламной и организационной суеты вокруг очередной оскаровской церемонии. Скажем, выбрали ведущего - чернокожего комика Криса Рока, который сам снялся в нескольких малоудачных лентах. Появление на 77-й церемонии было бы его дебютом, а он возьми да заяви в интервью, что эту церемонию смотрят "одни гомосексуалисты" и вообще это "идиотство" вроде показа мод... Это он так шутил.

Часть членов Академии киноискусств требовала его отстранить, прекрасно зная, что это невыполнимо, раз имя уже названо. Времена "а у вас негров линчуют" канули, теперь даже чернокожего грубияна-продавца почти невозможно уволить: правозащитные организации поднимут такой шум о рецидиве расизма, что лучше не связываться. Рока утвердили, и он тут же начал лоббировать за своего друга Джейми Фокса, действительно великолепно сыгравшего Рэя Чарльза, недавно умершего слепого негритянского музыканта и певца, в фильме "Рэй". Впрочем, этого и не требовалось, большинство критиков и так сходилось на том, что в гонке за приз "Лучшая мужская роль" Джейми Фокс - непобедимый фаворит. Как и на том, что "Оскара" за женскую роль "выиграет нокаутом" Хилари Суонк, сыгравшая девушку-боксера в фильме Клинта Иствуда (он же исполняет и главную мужскую роль) "Девушка на миллион долларов".
Поначалу реальность рисовалась в такой последовательности: "Авиатор" - его постановщик Мартин Скорсезе - Джейми Фокс - Хилари Суонк. С ролями второго плана и техническими номинациями возможны были варианты. Но критики предполагают, а академики располагают. Их 5808, и самый большой блок голосов у актеров - 1277. У режиссеров - всего 375. В прошлом актерам нередко удавалось проталкивать "своих" - даже если они выступали в режиссерском амплуа: Мел Гибсон ("Храброе сердце"), Уоррен Битти ("Красные"), Кевин Костнер ("Танцы с волками"), Роберт Редфорд ("Обычные люди").
Именно так произошло и на сей раз. Фильм Иствуда назвали лучшим ("Оскара" получает в этом случае продюсер), а сам он лишил режиссерского приза Мартина Скорсезе, не доставшегося ему с шестой попытки. С Джейми Фоксом - все как ожидалось. С Хилари Суонк тоже, она действительно нокаутировала четырех великолепных актрис, будучи сама довольно скромным дарованием.
Особенно сильный удар пришелся по Аннет Бенинг: в 2000 году они тоже сошлись в противоборстве, и Беннинг, блистательно сыгравшая в незаурядном фильме "Красота по-американски", тоже проиграла Суонк, снявшейся в забытом ныне фильме "Мальчики не плачут". Иствуд, между прочим, унес домой третью статуэтку "Оскара" в своей судьбе.
Если принять терминологию здешней прессы, называвшей предстоящую схватку Скорсезе и Иствуда "матчем тяжеловесов", то остается заключить, что "Девушка на миллион долларов" положила "Авиатора" на обе лопатки. Вдобавок к упомянутым трем наградам "Девушке" достался и "Оскар" за мужскую роль второго плана. Его обладателем стал афроамериканец Морган Фримен. А "Авиатор" удостоился награды лишь за женскую роль второго плана (Кейт Бланшет) и оригинальный сценарий плюс три золотые статуэтки по вспомогательным номинациям - из 11, ему напророченных. "На обочине", увы, наградили лишь за лучший адаптированный сценарий.
Отличительной чертой нынешнего конкурса стало то, что пять фильмов, номинированных на премию, были самыми непопулярными претендентами за последние 20 лет. Их видел 51 миллион американцев, тогда как в прошлые годы это число колебалось от 100 до 118 миллионов. Лидер среди них - "Авиатор" - собрал в США всего 90 миллионов долларов, в то время как проигнорированные академиками "Страсти Христовы" (режиссер Мел Гибсон) заработали 370 миллионов. Все пять номинантов сообща взяли только 320 миллионов. Но, как говорится, не в деньгах счастье - даже, оказывается, в Голливуде.
В заключение следует сказать, что не остался без кинонаграды и... президент Буш. Это связано с главной интригой, которую кое-кто решил раскрутить на 77-й церемонии. Майкл Мур, автор антибушевской документальной ленты "Фаренгейт 9/11", пытался номинироваться по категории художественных фильмов - это было еще до выборов, и он, уверенный в победе Джона Керри, был уверен и в своем триумфе на оскаровском торжестве. Когда ему отказали, он не захотел выдвинуть себя среди документалистов.
В качестве мести друзья Мура (и Керри) накануне раздачи "Оскаров" присудили Бушу так называемую "Золотую малинку" - приз "За худшее исполнение роли" в том самом "Фаренгейте 9/11". Эта антипремия присуждается за день до основного события уже 25 лет, но впервые призером стал не кинематографист.