06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАБАВЫ ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ

Неверов Александр
Опубликовано 01:01 01 Марта 2005г.
Писатель Юрий Поляков иногда любит сочинять истории "на грани фола". Режиссер Андрей Житинкин любит такого рода сюжеты воплощать на сцене. Рано или поздно их пути должны были пересечься, что и произошло. В результате появился спектакль Театра сатиры "Хомо эректус", премьера которого состоялась на днях.

Само название мерцает разными, едва ли не противоположными смыслами - поначалу возникают ассоциации из области сексологии, тем более что в пьесе так называется бульварный журнал, где было помещено некое интригующе-туманное объявление, собравшее героев под одной крышей. Но, оказывается, есть и другое значение: в переводе с латыни оно звучит как "человек прямоходящий", что настраивает нас на более возвышенный лад.
На сцене три внешне благополучные семейные пары - собрались они для того, чтобы предаться любовным утехам, поменявшись партнерами. Из профилактических, так сказать, соображений: подобные опыты якобы "освежают" отношения и укрепляют семейные узы. Все идет к банальной "групповухе", по определению самой юной и не стесняющейся в формулировках участницы "мероприятия". Идет, впрочем, не без трудностей, поскольку некоторые персонажи ведут себя, как в анекдоте: "Что тебе больше всего нравится в групповом сексе?" - "Возможность сачкануть". Оказывается, несмотря на завоевания демократии и достижения на ниве сексуального просвещения, не все еще готовы почувствовать себя окончательно свободными и раскованными...
Написано, поставлено и сыграно это очень смешно. Впрочем, смех получается несколько нервный, поскольку действие опасно балансирует на едва заметной грани, которая отделяет остроумие (пусть и весьма рискованное) от пошлости.
К счастью, опасения на этот счет оказываются в конечном счете напрасными. В самый критический момент открывается дверь - и на сцену выходит человек с... красным знаменем в руках. Это рабочий Василий, явившийся в гнездилище разврата прямо с первомайской демонстрации. Он тоже прочел объявление, но истолковал его как умело законспирированное приглашение противников антинародного режима на тайную сходку. С этого момента, как нетрудно догадаться, действие обретает несколько иной характер, хотя пружина сюжета раскручивается не менее стремительно, сюрприз следует за сюрпризом, и все ружья стреляют вовремя. Становится ясно, что Поляков написал, а Житинкин поставил пьесу-перевертыш, где легкая "клубничная" история оборачивается впечатляющей метафорой нравственной деградации общества.
Впрочем, чего-то в этом роде мы, конечно, ожидали: признанное умение Полякова заинтриговать, а потом держать в напряжении читателя или зрителя - не самоцельно, а всегда работает на сверхзадачу - драматург выносит диагноз времени в лице его, так сказать, типичных представителей. Герои пьесы с "говорящими" фамилиями - предприниматель Кошельков, политик Говоров, газетчик Гранкин - по своему социальному статусу и профессиональной принадлежности - фигуры знаковые в сегодняшнем обществе, во многом ответственные за то, что происходит в стране. И бизнесмен (Юрий Васильев), и депутат (Олег Вавилов), и журналист (Антон Кукушкин), обладающие немалым влиянием, - люди в то же время подневольные, подчиняющиеся строгим правилам игры. Тут-то и вспоминается второе значение названия пьесы: у ее героев очень уж напряженно с "прямохождением". И не только у "хозяев жизни": пролетарий Вася (Александр Чернявский), который, как сказочный богатырь, выходит с мечом, чтобы отрубить все три головы "гидры капитализма", на поверку никак не тянет на Павла Власова из горьковской "Матери", вскользь упоминаемой в спектакле. Лишь женщины - Маша (Алена Яковлева), Валерия (Светлана Рябова) и Ксения (Елена Подкаминская), не утратившие искренности и готовности к состраданию, способны вызвать сопереживание и зародить хоть какую-то надежду. Авторы спектакля вслед за классикой вновь напоминают нам, что там, где во главе угла деньги, где ради них попираются чувства и приносятся в жертву идеалы, человек не может чувствовать себя человеком, и поэтому у такого общества нет будущего.
Эта вечная истина звучит в спектакле остро и актуально, потому что сделан он талантливыми, умными, веселыми людьми, искренне верящими в целительную силу сатиры.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников