КАК ПРОЖИТЬ БЕЗ ЗАРПЛАТЫ?

На Самарском сталелитейном заводе работали две с половиной тысячи человек. Потом предприятие стало акционерным обществом, перешло в частные руки и покатилось под гору. Нынешний хозяин - по счету третий. И последний. Оборудование продано, работники уволены. Остались пустые корпуса и долги.

Бывший технолог по сварочным работам Вячеслав Горохов не потерял надежду отсудить у завода 50 тысяч рублей долга по зарплате. Он отработал на сталелитейном почти 40 лет. Живет на рабочей окраине Самары, в двухкомнатной квартире с коврами советской эпохи на стенах. Вместе с ним и супругой - сын с женой и внук, шестиклассник Димка. Плюс большой кот Рыжик. Доходы у Гороховых такие: две пенсии родителей примерно 8 тысяч рублей, зарплата сына и невестки - еще 11 тысяч.
Теперь расходы. За квартиру платят в месяц 1000 рублей. Дальше телефон, электроэнергия и так далее - набегает еще тысяча. Есть еще школьная статья расходов. Димке нужно вносить деньги в фонд класса, за охрану, питание, за жалюзи на окна, а на очереди покупка видеокамеры для класса, за которую нужно внести 500 рублей. Кроме того, внук ходит в бассейн - это еще 320 рублей. Только по текущим "статьям расходов" младший Горохов обходится семье в две тысячи каждый месяц, не считая одежды и обуви. Эту цифру надо бы вывесить в кабинетах министров, которые на телеэкранах без конца сокрушаются по поводу низкой рождаемости.
После коммунальных и школьных затрат в бюджете Гороховых остается примерно 15 тысяч рублей на пятерых, не считая кота. Это уже меньше прожиточного минимума. Но у семьи минимум свой, поэтому Вячеслав Парфенович говорит:
- Мы особо не бедствуем. Есть семьи, где ситуация гораздо хуже.
На те три тысячи, что остаются на каждого из Гороховых, не разгуляешься. Они все бы без остатка ушли на пропитание, если бы не выручала дача. Там выращивают помидоры, огурцы, морковь, свеклу и прочие овощи, которых хватает на всю зиму. Это стратегический резерв семьи, который, к счастью, не зависит от владельцев ОАО "Самарский сталелитейный завод". Правда, работать на даче с каждым годом все труднее. Молодежь занята на производстве. Нина Ивановна - инвалид, перенесла инфаркт. У Вячеслава Парфеновича болят суставы ног - едва ходит. Это последствия пребывания трехлетним ребенком вместе с матерью в фашистском концлагере. Может потребоваться дорогостоящая операция. И те 50 с лишним тысяч рублей, что не отдают новые владельцы завода, были бы кстати.
Почему же рабочие до сих пор выбивают свои кровные у руководителей фирмы "Самкон", купивших в мае прошлого года вполне работоспособное сталелитейное предприятие?
Новый гендиректор Валерий Борин тогда на общем собрании заверил народ, что завод будет работать. После чего вскоре последовал приказ: всех сократить. Обком профсоюза оспорил приказ в суде. Затем новый приказ - и снова суд отменяет его. Не мытьем, так катаньем коллектив все-таки разогнали.
На начало февраля в области долги по зарплате составили 129 миллионов рублей. За последние три года они сократились в пять раз. Где хотят работать - там постепенно сокращают долги. Где не хотят или не умеют - выбрасывают людей на улицу без зарплаты и выходного пособия.