ХЕППИ-ЭНД ДЛЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Русская литературная классика по-прежнему привлекает внимание западных читателей. Она издается и переиздается с завидной регулярностью. Но, как выяснилось, далеко не всегда с благими просветительскими целями. А порой - лишь с желанием заработать на всемирно известном имени или, как теперь принято говорить, на хорошо раскрученном брэнде...

Именно так можно трактовать желание одной британской издательской фирмы выпустить облегченную версию великого романа "Война и мир", в которой будут отсутствовать многие батальные сцены, рассуждения героев о жизни и смерти, философские отступления автора. Под нож издателей попадут также целые разделы, написанные Толстым по-французски, лирические описания природы. Неожиданным предстанет и финал романа: князь Андрей Болконский не умрет от ран, полученных им на Бородинском сражении, а останется здравствовать, пребудет в живых и юный Петя Ростов. Слава Богу, что хоть Наташе Ростовой удастся выйти замуж за Пьера Безухова...
Продвинутые издатели напирают на то, что "адаптированная" версия "Войны и мира" основана на ранней редакции самого Толстого, которая, как, впрочем, хорошо известно, осталась в рукописных черновиках и самим писателем никогда не публиковалась. Тем не менее, лукаво уверяют издатели, выпускаемый ими "дайджест" поможет привлечь внимание юных читателей к творчеству Толстого и побудит их со временем взять в руки и полную версию великого романа. Горький опыт просвещенного человечества свидетельствует, однако, о другом: как только серьезная литература чьими-то неумными стараниями переводится в разряд "легкоусвояемых" комиксов, необременительного "чтива", недоросли всех национальностей и мастей ими обычно и удовольствуются. И отныне считают свое знакомство с классикой исчерпанным.
Лично мне хотелось бы посмотреть на отважных британских издателей, если бы они созрели для желания выпустить, скажем, "адаптированного" Диккенса, Теккерея, Голсуорси. А то и Шекспира. В самом деле, к чему акцентировать внимание на кровной вражде Монтекки и Капулетти, нельзя ли обойтись без поединка Тибальда и Меркуцио, да и неплохо было бы в финале оставить в живых Ромео и Джульетту, а то уж больно печальная пьеса у Вильяма нашего Шекспира получилась...