ЛЮДМИЛА ПОРГИНА: СЫГРАЕМ ВМЕСТЕ С КОКОЙ

Ровно два года минуло с той роковой ночи, когда Николай Караченцов попал в автокатастрофу, разделившую жизнь на две половины. До 28 февраля 2005 года и после. До - блистательная карьера и слава. После - борьба за каждый вздох, попытка заново научиться жить. Неизменным осталось главное - любовь близких. Он вернулся не только из-за жажды жизни, но и благодаря любви своей супруги Людмилы Поргиной. Они вместе почти 35 лет. Он называет ее "девонька моя", и стоит ей отлучиться за порог - он будет крутиться у дверного глазка, нетерпеливо ожидая ее возвращения. Людмила Андреевна зовет его Кока.

С порога на нас кинулась Эмми - девятимесячная палевая лабрадорша. Она заметно подросла с нашей последней встречи.
- Опять съела все тапочки! - сокрушается хозяйка дома.
Эмму взяли после того, как умерла любимая собака Караченцовых Мильва. Она прожила 16 лет и ушла почти сразу после второй операции (пластика головы и замена ключицы) великого актера.
- Ветеринар сказал, что Миля уходит, ей не поможешь - пришел срок. Мы умоляли ее только об одном: чтобы она дожила до операции. Для Коли это было страшным ударом - он очень любил Милю. Эмми я выбирала сама, согласно кокиному любимому числу "семь". Она оказалась седьмой в помете, к тому же палевой и очень похожей на Милю, - рассказывает Людмила Поргина.
УРИ ПОСЛЕ АВТОКАТАСТРОФЫ
В дверях появился сам Николай Петрович - он вернулся с вечернего променада с другом Валерием Завьялкиным.
- Коля! - представился хозяин дома.
Выглядит бодро, но улыбка чуть грустная. Видимо, от усталости. Караченцов прошел в свой кабинет. Он любит резное деревянное кресло-трон XVIII века со львами и экзотическими мотивами. Людмила Андреевна говорит, что кресло идеально подходит под Колин характер, - в нем столько всего понамешано! Своим Караченцова считают японцы, монголы, корсиканцы. А французы называют "великим русским"! На его письменном столе - сценарий "Приключений Электроника - 25 лет спустя", в котором режиссер Бромберг приглашает его сниматься.
- Кого ты будешь играть? - спрашивает жена.
- Ури! - говорит муж.
Слова пока даются ему с трудом. Атрофированные связки быстро не восстановишь. Артист работает с логопедами, а также берет уроки вокала.
Николай Петрович хочет сниматься, он соскучился по творческой атмосфере, он снова готов смотреть в кинокамеру и вживаться в образ...
- Если все сложится, Коля будет играть Ури, который вышел из тюрьмы, перенес автокатастрофу и стал другим. На стороне Электроника Ури будет спасать мир от терроризма. Съемки планируются и под водой, и под землей, и в космосе, - рассказывает Людмила Андреевна.
Николай Петрович завороженно слушает ее, согласно кивает.
Кажется в его супруге море энергии. Сегодня каждый миг ее жизни подчинен самому родному мужчине. Она занимается и переизданием книги "Авось", которую хочет дополнить свежими главами из жизни Коки. Завершает работу над музыкальной антологией мужа. Туда войдут более 200 песен на 12 дисках. Презентация проекта намечена на 26 апреля этого года на сцене Театра клоунады на Серпуховской под руководством Терезы Дуровой.
ТРИ ШУБЫ И КОНЬЯК
- Людмила Андреевна, в чем предназначение женщины?
- Каждая женщина должна реализовывать себя в семье - муже и детях. Каким она поможет стать мужу, какой станет подругой по жизни, от этого зависит карьера мужчины. Если жена глупа, думает лишь о себе, мужчина рядом с ней вряд ли сложится. Я не собиралась становиться примой. Было бы трудно растить сына. Пришлось уступать. Все лавры мы отдали Коле.
- Не обидно?
- Что может быть дороже для женщины, чем любимый человек и дети, которых она должна воспитать в семье при отце? В этом плане у меня все сложилось удачно, пока Бог не послал мне такое испытание. Мне всегда было с Колей легко, несмотря на его поклонниц, безумный ритм жизни (он спал по 4 часа в сутки: записывал песни, активно снимался, озвучивал зарубежные фильмы, в частности Бельмондо, играл спектакли, записывал рассказы на радио). У нас была безумно интересная жизнь. Коля - уникальная личность со своей полнотой мироощущения, человеческой чистотой. Он всю жизнь невольно следовал заповеди Господа Бога: "Будьте как дети!" И Коля наивно радовался всему, что дает жизнь.
- На вашу долю выпали невероятные испытания. Вы продолжаете бороться...
- Испытание заставило меня существовать в другом ритме. Пришлось отказаться от театра и заниматься восстановлением Коки. Мы с ним часто говорим: "Какое счастье, что мы любим друг друга!" Что было бы, если бы нам пришлось жить вместе без сильной любви?! Если бы я безумно не любила мужа, не представляю, как бы я смогла все это вынести...
- Вы полюбили друг друга с первого взгляда?
- Я просто пришла в Ленком 35 лет назад, и мне предложили ввестись в спектакль, где играл Караченцов. Я увидела его во время прогона из зала и сразу влюбилась. Коля потом сказал, что тоже полюбил меня с первого взгляда. Я ему верю. Чем дальше развивался наш роман, тем больше я понимала, что искала именно такого человека.
- Какие поступки он совершал ради любимой?
- В свой день рождения я всегда просыпалась в цветах - он обставлял ими всю комнату. Сейчас он не может засыпать меня цветами, но он и так сделал мне лучший подарок - остался жив! Коля подойдет, погладит меня по плечу, скажет: "Девонька моя, родная, не болей!" И такая благодать в душе.
- Вы ссорились?
- Разве с Колей можно поругаться?! Он ведь всегда мог сказать: "Прости меня!" Кока все обращал в позитив. Однажды я разбила машину, звоню ему, а он на фестивале Андрея Миронова. Кричу в трубку: "Коленька, у меня беда! Я разбила машину!" - "Ерунда! Ты в порядке? Я еду", - отвечал он. Вечером он купил французское шампанское, и мы отметили мою аварию - что я осталась невредима.
Или - я прихожу домой темнее тучи: "Мне не дали роль!" Коля: "Какая радость! Больше времени будешь проводить со мной и внуками!" Или: "Мне опять дали роль проститутки!" Он: "Милая, ты хорошо сохранилась!" - "Я уже бабушка!" - "Это же счастье, что тебя воспринимают как распутную девицу!"
- Так не бывает!
- Марк Захаров как-то заявил: "Вы не можете быть драматической артисткой, потому что ваша жизнь - праздник!"
МОЛЕБЕН В ВАТИКАНЕ
- Каких успехов вы достигли за прошедшие два года?
- Первый этап - возвращение Коли с того света, из 25-дневной комы. 58 дней в реанимации. Мы вынесли этот кошмар благодаря врачам Склифа, медсестрам, монахам из святых мест. Это была самая тяжелая пора в нашей жизни. Тут звонок из Ватикана: "За здравие великого русского актера Караченцова прошел молебен в соборе Святого Петра". Сказали, что эту фамилию выбрали из всех иностранных. А после прислали сертификат. Я Коле говорю: за тебя, мой родной, молятся и католики в Риме, и иудеи в Иерусалиме, и православные во всем мире.
Второй этап - из полутрупа, потерявшего 20 килограммов веса, который не ходит, питается через зонд, нужно было "слепить" человека. Он лежал без движения, весь на трубочках. И мы снова победили.
Третий этап - Коля научился глотать, ходить. Порой ночами не могу уснуть - представляю, что мы преодолели! Вывозили его на коляске на улицу. Он сделал первый шаг, второй, третий - мы радовались как дети. Через месяц он так быстро нарезал круги во дворе, что мы не успевали за ним. Невероятно!
Четвертый период - установка пластины в голову, чтобы закрыть мозг. И металлической ключицы, так как своя была раздроблена. Еще восемь часов под наркозом. И мы снова падаем вниз. Коля не спит месяц, и снова - шаг за шагом...
- Как выдержали?!
- Меня спрашивают, как я живу. Я говорю: замечательно. Бог дает испытания, чтобы проверить наши силы, наших друзей, близких.
В этот момент в коридоре появляется Николай Петрович, который тихонько что-то ищет.
- Опять сигареты ворует! - возмущается Людмила Андреевна. - Ему нельзя, но как отучишь, если он с 12 лет привык выкуривать в день по две пачки "Примы"?! Стараемся ограничить курево до 8-10 сигарет в день. Укорачиваем папироски.
- Какой этап у вас сейчас?
- Мы ходим в театры, музеи, в гости к друзьям, в рестораны. Играем в теннис, в пинг-понг. Коля фехтует, лупит по груше. С удовольствием произносит тосты. К юбилею нашей подруги из Италии Натальи Горшковой он стихи сочинил! Я рада, что у Коли сохранился интеллект, юмор, красивый почерк. Ему осталось укрепить физический тонус - моральный-то у него будь здоров, - и он еще всем нам покажет!
ФАНАТ СОБРАЛ ВСЕ ПЕСНИ
- Вы хотите, чтобы муж вернулся в кино и на сцену?
- Режиссер Бромберг ждет Колиного согласия на съемку в продолжении "Электроника". Весь сценарий переписан специально под Колю, под его нынешнее состояние. Текста минимум. Поступило предложение из Театра имени Вахтангова - сыграть странного человека, сошедшего с ума жителя города, который ходит с собачками. Но для этого Коле надо еще психически окрепнуть, чтобы выдерживать репетиции.
- Почему на вашу долю выпало все это?
- Я много думала о том, зачем Господу было надобно остановить Колю в полете? Чтобы он пришел к нему! Выйдя из реанимации, Коля стал исповедоваться, посещать церковь, согласно пословице: "Без Бога не до порога". Твердит без конца: "Господи, помилуй!" Вечером спать ложится, молитву ему читаю, порой забуду, а он мне: "А где аминь?!" Может, Коле суждено еще в каком-либо качестве проявиться. Я купила ему краски и кисти, ведь его отец был талантливым художником.
- Как вам удалось собрать все песни мужа?
- Когда Коля лежал в глубокой коме, мне позвонил незнакомец, представился Максимом и сообщил, что собрал все песни Караченцова. Я подумала, что он хочет денег... Оказалось, Максим Федоров - просто поклонник творчества Коли... В антологии есть и его первая песня в кино "Серенада Рикардо" в фильме "Собака на сене" и в театре - в спектакле "Тиль". На эстраду он вышел с песнями из "Юноны" и "Авось". Каждая его песня - маленький спектакль, по ним снято множество видеоклипов. Коля всегда пел только то, что ему нравилось. Есть песни, которые еще никто не слышал. Мы перекопали все архивы, многие пленки пришлось реставрировать. Я бесконечно благодарна Марине Ширшиковой, директору проекта, и Александру Афанасьеву, а также всем авторам текстов и композиторам, которые не претендуют на гонорар от продажи дисков. Пока выйдет тираж полторы тысячи. На презентации диска, 26 апреля, Колины хиты исполнят его друзья Инна Чурикова, Александр Лазарев, Павел Смеян. Ждем Олега Газманова, Аллу Пугачеву, Валерия Леонтьева, Валерию, Иосифа Кобзона, Нани Брегвадзе, Тамару Гвердцители, Льва Лещенко, Владимира Винокура...
ЗНАКИ БЕДЫ
- Николаю Петровичу никогда не предсказывали это несчастье?
- Ему гадали по ладони и сказали, что около 60 лет его ждет страшная болезнь, но он ее преодолеет и будет жить долго. Накануне трагедии у Коли из гримерки украли крест, освященный у гроба Господня в Иерусалиме и два медальона - Николая Угодника, освященного на мощах святого в Бари и Божьей Матери. Он носил их как обереги и снимал только перед спектаклем. Пока давал автографы, кто-то стащил. Я звоню ему после спектакля, а он даже говорить не может. Такой шок испытал! Сейчас Коля носит крест из Сергиевого Посада, который ему подарили друзья. Был еще знак: накануне трагедии в спальне неожиданно упали со стены две старинные иконы - Казанской Божьей Матери и Преображения Господня. Мне позвонила домработница и расстроенно сообщила, что иконы сорвались со стены, с надежных крюков...
- А если вам предложат роль вашей мечты, вы пойдете?
- Мне постоянно предлагают где-нибудь сняться. Я там буду играть какую-то никому не нужную роль, а Коля будет сидеть и ждать. Впрочем, я надеюсь, что снимемся вместе в "Электронике"...
- Как вы проводите 28 февраля?
- Этот день некоторые называют вторым днем рождения. Для нас это очень тяжелый день. В прошлом году мы не спали всю ночь. Навестим могилу мамочки, закажем молебен за упокой, потом к нам приедут друзья - помянуть маму и выпить за Колино здоровье.
Пришла Наталья Витько, преподаватель по вокалу, - не будем мешать...