Закон против старшеклассников

Эксперты оценили проект новых образовательных стандартов как провальный

Минобрнауки опубликовало на своем сайте новые стандарты школьного образования для 10-11-х классов. Пока ведомство собирает пожелания граждан по усовершенствованию проекта, «Труд» выяснил, чего же не хватает новой реформе.

Эксперты убеждены: проект все же ведет к платному образованию школьников. И именно поэтому научное сообщество и сами родители учеников сейчас никак не могут его принять.

«Еще ни один проект общественность не воспринимала так негативно. С 15 февраля — даты публикации — на сайт обрушились десятки писем с критикой от учителей, учеников и их родителей», — говорит заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию Виктор Шудегов.

Выбирать с 10-го класса

Согласно документу с 10-го класса у школьников будет только четыре обязательных предмета, от которых нельзя отказаться и которые невозможно заменить: физкультура, «Россия в мире», ОБЖ и индивидуальный проект учащегося. Остальные дисциплины разделили на шесть групп: русский язык и литература (родной язык и родная литература), иностранные языки (не менее двух), математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет по выбору. Ученику дается право выбирать, какую именно дисциплину он будет изучать (один-два предмета из каждой группы) и насколько глубоко. Каждая группа делится на три подгруппы: базовый предмет, интегрированный предмет и профильный предмет.

Например, базовый курс физики будет давать тот минимум знаний, с которым выпускник, не стремящийся поступать на физфак, может окончить школу. В интегрированной версии этого предмета дети не только изучат основы, но и узнают о месте физики в системе других научных дисциплин, с которыми она связана. Профильный курс по этому предмету даст возможность подготовиться к сдаче вступительного экзамена в вуз без дополнительной помощи репетиторов.

Монетизация школ

Глава Министерства образования и науки Сергей Фурсенко заверил, что новые стандарты не приведут к платному школьному образованию.

Однако эксперты в этом сильно сомневаются. «Эти стандарты нацелены на то, чтобы перевести школу на платную основу — не сейчас, так в будущем», — говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Его точку зрения полностью разделяет депутат Виктор Шудегов. «Есть 83-й закон, в котором говорится о монетизации школьного образования. Как только стандарты вступят в силу, все дополнительные предметы будут переведены в разряд платных», — убежден Шудегов. Уже ясно, что из 19–21 предмета, преподаваемых сегодня, останется от силы 10.

Еще одна недоработка — отсутствие привязки к ЕГЭ. «Если школьник выбирает курс русской словесности вместо языка, то он просто не сдаст русский на едином госэкзамене», — убежден Комков. Кроме того, по словам эксперта, ставить десятиклассника перед выбором будущей профессии и, соответственно, учебного плана просто безответственно. Ребенок в начале 11-го класса может передумать поступать на филфак и захотеть связать судьбу с юриспруденцией, а менять что-то будет уже поздно.

Да и как сделать этот выбор, когда стандарты написаны настолько казенным языком, что даже опытные директора школ не могут разобраться в них?

«Разработчики объясняют сухость изложения тем, что это юридический документ. Но выбирать должны родители и ученики, а они просто не понимают, что там написано», — говорит заместитель председателя городского совета родительской общественности Владимир Извеков.

Против научного сообщества

«Проект рождает множество вопросов, но не дает на них ответов», — говорит Сергей Комков. По его мнению, не решена проблема формирования зарплаты учителей. Сейчас оклад педагога рассчитывается исходя из количества часов и его разряда.

«Как будут оплачивать профильные, интегрированные и базовые уроки, непонятно», — отмечает эксперт. Если одинаково, то у учителей просто не будет стимула давать больше знаний за меньшие деньги. «Один педагог будет читать все три курса по одному предмету или разные? Если разные, то в школах просто не хватит кадров. А если один, то неизбежны проблемы с составлением расписания», — объясняет Комков.

К тому же школы просто технически не оснащены для принятия новых стандартов. В каждой шестой нет спортивного зала, при этом физкультура обязательна. Эксперт дает прогноз, что, скорее всего, эти стандарты отложат в долгий ящик.

«Принять их — пойти против научного сообщества, против педагогов, против детей и родителей. Не думаю, что так негативно встреченный проект будет претворен в жизнь», — говорит Виктор Шудегов.