Одна, но пламенная страсть?

Чем советник президента рассердил либералов

Правительство Дмитрия Медведева продолжает приватизационные игры с государственными стратегическими активами. В ход теперь пошли «фишки» ОАО «Российские железные дороги»: за 2013 год решено продать «пилотный пакет» — 5% этой госкомпании.

Напомним: минувшим летом правительство планировало куда более масштабную продажу — 25% минус 1 акцию. Но резко против выступило руководство РЖД. Теперь сторонники распродажи стратегической госсобственности заходят с другого бока, предлагая откусить чуть-чуть, а дальше видно будет.

Причем покупатель первой доли уже практически назначен — это государственный Внешэкономбанк. Поэтому говорить о какой-либо финансовой стороне сделки не приходится: чиновники просто переложат деньги из одного кармана в другой. Зато, как заявил на заседании кабинета министр экономразвития Андрей Белоусов, «это очень важно для того, чтобы сделать компанию публичной и создать, по сути дела, рыночную оценку ее стоимости». То есть создать прецедент «распатронивания» госпакета стратегического актива.

Похоже, для нынешнего кабинета министров это было и остается генеральным курсом. Чуть больше месяца назад, выступая на Гайдаровском форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил свою приверженность приватизации госсобственности, которая якобы должна повысить конкурентоспособность российского бизнеса. При этом премьер заявил, что «продажа активов должна проводиться в благоприятных рыночных условиях, но нельзя их бесконечно ждать, так вообще ничего никогда не продадим».

Тем временем группа авторитетных российских ученых-экономистов — научный совет РАН по проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию под руководством советника президента России Сергея Глазьева — подготовила совсем иные рекомендации для президентской администрации. Ученые призывают президента радикально изменить экономическую политику. А именно — усилить государственный сектор экономики и ввести мораторий на приватизацию.

Они считают, что во время турбулентности и депрессии в экономике, наблюдаемых в настоящее время, традиционные рыночные механизмы дают сбой, и главным субъектом роста в экономике становится государство. Именно власть в такие критические моменты может и должна напрямую управлять ключевыми для модернизации структурами, национализируя их, а также вводить системы планирования. В качестве примера авторы доклада указывают на капиталистические государства в 1930-1950-х годах и новые индустриальные страны во второй половине прошлого века. Есть классический пример, когда Рузвельту удалось вытащить экономику из депрессии и попутно создать сеть отличных дорог за счет государственных заказов.

Вот и для нынешней России, по мнению группы Глазьева, сейчас настал момент, когда нужен «технический переворот», который сможет осуществить только государство, так как частная инициатива слишком слаба. В этих условиях усиление роли государства в экономике становится объективно необходимым, а приватизацию имеет смысл проводить позже, только после выхода на новый технологический уклад.

Разумеется, у предлагаемой новой стратегии есть немало противников — хотя бы потому, что она еще не обсуждалась всерьез на высшем уровне. Но, с другой стороны, очень многим авторитетным экономистам и политикам сегодня все яснее становится порочность либерального курса, проводимого кабинетом министров под руководством Дмитрия Медведева и его главного «теоретика» Аркадия Дворковича. Тем более что курс все чаще противоречит стратегии президента Владимира Путина, обозначенной в его предвыборных статьях и подтвержденной серией майских (2012 года) «инаугурационных указов».

Более того, назначенный в том же мае президентом кабинет министров все чаще игнорирует прямые директивы главы государства. В деловой прессе уже упоминалось, что экспертное управление президента весьма озабочено этим обстоятельством. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности депутат Дмитрий Горовцов подтверждает: «По данным контрольного управления президента, процент исполняемости поручений главы государства крайне низок. На конец 2012 года этот показатель составил не более 30%, да и сейчас не слишком изменился». Учтем, что президент нечасто вмешивается в «правительственные заботы». Но куда деваться, если ситуация в стране (в сфере бюджетной и налоговой политики, пенсионного обеспечения) стабильно ухудшается и порой становится взрывоопасной? Об этом свидетельствуют и снижение ИСН — индекса социальных настроений, который регулярно, 6 раз в году, замеряется социологической службой Левада-Центра. Индекс выражает совокупную динамику оценок населением различных сторон личной и общественной жизни. Его динамика в последний год свидетельствовала о неблагоприятном развитии общественных настроений практически во всех сферах, но особенно в экономике: негатив ожиданий здесь в ближайший год вырос на 9%.

В результате падает доверие к власти, к правительству. При этом социологи отмечают, что представления людей о работе федерального правительства никогда не были особенно благоприятными. Но они заметно улучшились, пока председателем правительства оставался нынешний президент России. После чего рейтинг кабинета пошел вниз. Последний опрос, проведенный 15-18 февраля 2013 года в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, выглядит почти катастрофическим. Деятельность правительства Дмитрия Медведева ныне одобряет лишь 41% граждан страны, не одобряют — 49%. Такого провала в новой России еще не было.

Причем большинство претензий россиян к правительству имеет экономический характер. Около половины опрошенных (47%) недовольны тем, что правительство не может справиться с ростом цен и падением доходов населения, 31% респондентов — что не заботится о социальной защите населения, 27% обвиняют в коррумпированности, 26% — в неспособности обеспечить людей работой.

И на этом фоне кабинет нынешнего премьера продолжает линию на распродажу стратегических активов государства — последнего резерва России, тех самых активов, которые позволяют отечественной экономике держаться на плаву в период реформирования и модернизации. Но ведь за такое создание «восточного базара» вместо цивилизованного рынка рано или поздно придется ответить...