Американцы обойдутся без батута

Россия теряет монопольное положение по доставке космонавтов и астронавтов на МКС. Это серьезный момент. Фото: globallookpress.com
Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Опубликовано 00:11 01 Марта 2019г.

Первый частный пилотируемый корабль стартует завтра. Чем мы ответим на новые вызовы в космонавтике?


В субботу 2 марта, в 02.48 (время восточного побережья США, а по Москве — 10.48) с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида, будет запущен, если не помешает погода, первый частный орбитальный космический корабль Crew Dragon для пилотируемых полетов, созданный в компании Илона Маска SpaceX. На первый раз экипажа в кабине не будет, в креслах — только манекены. Предстоит шестидневный испытательный и демонстрационный полет в автоматическом режиме.

Появление нового пилотируемого корабля — всегда знаковое событие. Не так много было создано таких аппаратов за более чем полувековую историю мировой космонавтики. Если точно, всего девять кораблей: в нашей стране четыре — «Восток», «Восход», «Буран» и «Союз», в США столько же — «Меркурий», «Джемини», «Аполлон», «Спейс шаттл» и один в Китае — «Шэньчжоу». Сейчас многие из них — вчерашний день космонавтики, давно уже не эксплуатируются. Остались только «Союзы» и «Шэньчжоу», которые совершают рейсы на орбиту и обратно. Так что пополнение космического транспортного парка вызывает понятный повышенный интерес.

Он подогревается необычностью ситуации. И вобравший последние научно-технические достижения корабль Crew Dragon, и запускающая его перспективная ракета Falcon 9, и беспилотный Dragon, единственный «грузовик», способный возвращаться на Землю, — все это разработано и изготовлено частной новаторской компанией SpaceX, созданной полтора десятка лет назад. Нашим бы предприятиям такие темпы и эффективность! Новый корабль разрабатывался не с нуля. Вначале компания создала грузовой многоразовый Dragon 1. Полеты первенца по трассе Земля — МКС — Земля начались семь лет назад. С тех пор эти грузовики уже 16 раз побывали на станции. Накоплен немалый опыт. Он очень пригодился конструкторам при работе над пилотируемым кораблем Crew Dragon (другие названия — Dragon 2, Dragon V2). Получился современный космический аппарат нового поколения, сильно отличающийся от существующих.

Что же он представляет из себя? Это, подчеркнем особо, многоразовый корабль, рассчитан на 10 полетов. Только после этого потребуется значительный ремонт. Кабина, где установлены два ряда полетных кресел, вмещает семь астронавтов. Герметичный объем — 11 кубомет-ров. Для сравнения: наш «Союз» и китайский «Шэньчжоу» не многоразовые корабли, и в них могут летать не семеро, а трое. Высотой Crew Dragon с двухэтажный дом — 8,1 метра. Диаметр — 3,66 метра. Большую часть занимает кабина для экипажа с огромными экранами панели управления, а ниже — грузовой отсек. Корабль может изготавливаться и в грузовом варианте, и в грузопассажирском.

Он оснащен самостоятельной системой стыковки. Напомним: грузовой Dragon не может самостоятельно причалить к МКС. Когда американский грузовик подходит к станции достаточно близко и зависает, его подхватывает огромная распрямляющаяся рука манипулятора, управляемого астронавтом, и плавно подносит к стыковочному узлу. А пилотируемый аппарат стыкуется с МКС самостоятельно, без использования манипулятора. Как и наши «Союзы».

Это, казалось бы, большой плюс. Тем более что Crew Dragon будет в нынешнем полете причаливать к МКС. Но именно по этому вопросу возникли сложности при согласовании предстоящего полета с российскими специалистами. Они выразили, как сообщил на недавней пресс-конференции в США замглавы NASA Уильям Герстенмайер, серьезную озабоченность в связи с возможной нештатной ситуацией при стыковке. Если, говорят наши спецы, в компьютерных системах, контролирующих причаливание Crew Dragon к МКС, произойдет сбой, то корабль, продолжив неуправляемое движение, может врезаться в орбитальную станцию. И последствия в этом случае были бы катастрофичными. Речь идет и о рисках для экипажа, и о потере уникальной Международной космической станции.

Вопрос возник потому, что на Crew Dragon нет независимой резервной системы управления, которая должна прервать сближение корабля со станцией в случае сбоев в компьютерах. Такие резервные блоки есть в российских, европейских, японских кораблях, которые прибывают на МКС. Но американцы пошли другим путем, установив отказоустойчивые компьютерные комплексы. Герстенмайер сказал, что этого вполне достаточно. И в этом NASA постарается убедить российских коллег.

Программа полета такова. Если запуск состоится по плану, в субботу утром, Crew Dragon в течение 27 часов будет догонять МКС. Стыковка намечена на 13.55 по московскому времени в воскресенье. Через пять часов, проведя тщательные проверки герметичности стыков, российский командир станции Олег Кононенко, астронавты канадский врач Давид Сен-Жак и бортинженер NASA Энн Макклейн откроют люк. Корабль доставит 181 кг грузов. В течение пяти суток он будет находиться в составе МКС. Расстыковка намечена на 8 марта. На парашютах Crew Dragon приводнится у восточного побережья Флориды, где его будет ждать морской корабль-спасатель. Так миссия Demo-1 Crew Dragon будет завершена.

Испытательный полет должен показать, насколько надежен Crew Dragon, выявить слабые места, уязвимости. Конечно же, на этом космическом аппарате есть и система аварийного спасения (САС) экипажа на случай ЧП. Она существенно отличается от имеющихся на российских «Союзах». У нас специальные двигатели САС, установленные сверху, стремительно вытягивают, вырывают кабину с космонавтами. А на Crew Dragon восемь собственных двигателей как бы выталкивают снизу капсулу вместе с грузовым отсеком. При испытаниях САС доказала свою эффективность. Но впереди еще один серьезный экзамен. Если предстоящий полет пройдет нормально, этот же корабль будет стартовать в июне (а возможно, в апреле), причем с той же пусковой площадки космодрома на мысе Канаверал. Во время этого запуска произойдет запланированное ЧП — и тогда сработает САС. Придирчивые специалисты вынесут свой вердикт.

При отсутствии замечаний Crew Dragon отправится к МКС в июле уже с экипажем — двумя астронавтами-испытателями. Вполне возможно, что в 2019-м этот космический аппарат получит путевку в жизнь.

Но это не все новости. Компания Boeing построила свой пилотируемый корабль — CST-100 Starliner. Он тоже на выходе. Запуск в автоматическом режиме запланирован на конец марта, но, видимо сдвинется на апрель, с экипажем — на конец августа.

P.S. Что ж, Россия теряет монопольное положение по доставке космонавтов и астронавтов на МКС. Это серьезный момент. А если учесть, что на июнь намечены испытания системы аварийного спасения многоцелевого американского корабля «Орион», предназначенного в том числе и для полетов к Луне, то нетрудно увидеть нарастающее отставание нашей страны в космической сфере. Первый тестовый запуск «Ориона» — 2020-й, с экипажем — 2022 год. Как мы ответим на новые вызовы? Новой волной бесконечных реформ? Или шутками про батут, на котором, как предрекал один наш большой руководитель, американцам придется доставлять своих космонавтов на МКС?

Длинный нос 02 Марта 2019, 13:30
Роскосмос кирдык?




Госдума собирается рассмотреть законопроект о возврате сезонного перевода часов.