Более 2 млн рек утекают сквозь пальцы

Грамотное использование водных ресурсов может принести стране куда больше пользы, чем добыча нефти и газа, продажа леса, зерна или оружия

В столичном Домжуре состоялось очередное заседание клуба «Развитие». На этот раз эксперты вынесли на обсуждение темы на первый взгляд неожиданные, даже экзотические: «Реки и воды России» и «Волго-Каспийская ось развития».

Казалось бы, какое отношение имеет вода к сегодняшней кризисной экономике, санкциям и падению реальных доходов граждан? И какая нам с вами выгода от того, что в России более 2 млн рек? Но, оказывается, грамотное использование водных ресурсов может принести стране куда больше пользы, чем добыча нефти и газа, продажа леса, зерна или оружия.

«Мы представляем стратегический проект, способный вдвое поднять благосостояние наших граждан, — заявил Евгений Гусаров, известный экономист и общественный деятель. — Для этого достаточно с помощью каналов превратить реки в транспортные артерии и при строительстве плотин использовать бесплатную энергию падающей воды».

Спросите, почему надо развивать именно этот транспорт? Да хотя бы из соображений очевидной экономии. Затраты на перевозку грузов водным путем в десятки раз меньше, чем вагонами или фурами. Но у нас перекосы в сторону опережающего развития автомобильного транспорта. В результате в российском ВВП затраты на транспорт сегодня составляют свыше 20%, а в США и Германии — 8-9%.

Водными артериями густо покрыта вся карта России, а дорожная сеть охватывает лишь малую часть территории огромной страны. Наши южные регионы даже при наличии крупных рек летом страдают от засухи. На реках нет плотин, и в половодье основная масса воды сбрасывается в моря, попутно смывая плодородный слой и затопляя населенные пункты.

«Все проблемы решаются с помощью строительства водохранилищ и плотин, — сделал категоричный вывод Алексей Беляков, разработчик «речной доктрины». — Увы, мы в этом отношении катастрофически отстаем от всего мира. К примеру, в России 62 крупные плотины, а в Китае таких 26 тысяч! Даже Япония тут нас опережает в 40 раз, хотя многие не назовут ни одной японской речки».

В Стране восходящего солнца водохранилища нужны не только для рисовых чеков. Каждая плотина — это еще и гидростанция. То есть развитие водных коммуникаций привлекательно для инвесторов.

В качестве ключевого звена отечественной единой водохозяйственной системы неслучайно представлен проект «Волго-Каспийская ось развития». Транспортный коридор тянется от Санкт-Петербурга до Персидского залива и индийского порта Мумбаи. Достаточно проложить 350 км каналов, чтобы путь из Юго-Восточной Азии в Северную Европу стал более выгодным, чем через Суэцкий канал. По оценке экспертов, реализация амбициозного проекта потребует вложений, сопоставимых с затратами на сочинскую Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. Зато экономика получит мощный драйвер роста и миллионы рабочих мест. Тех самых, что были обещаны еще семь лет назад.

Остается добавить, что еще в 1909 году царским указом была образована межведомственная комиссия по развитию водных путей сообщения империи. Это был вынужденный шаг после поражения в войне с Японией, которое стало следствием неразвитых коммуникаций. Сейчас нужда в развитии водных транспортных путей стала даже больше, чем век назад.