ЭЛЕКТРОННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Это прозвучало сенсацией: на Интернете откроется всемирный бесплатный университет. Ключевые слова здесь - "всемирный" и "бесплатный", потому что в принципе электронные вузы уже и так существуют. Например, киберуниверситет мультимиллионера Майкла Милкена UNEXT. Но и в этом, и в других аналогичных "учебных заведениях" курс можно прослушать только при условии предоплаты. Милкен и не скрывает, что занимается не благотворительностью, а наращиванием своих миллионов. Поэтому инициатива, проявленная бизнесменом Майклом Сейлором, выглядит и благородно, и многообещающе.

Кто такой Майкл Сейлор? Вопрос законный. Еще десять лет назад этого имени никто не слыхал. Но в том-то и дело, что компьютерная революция за последние годы породила новую поросль сверхбогатых людей. Тогда, десять лет назад, 35-летний предприниматель основал компанию "МикроСтрэтеджи", которая начала изготовлять компьютерные программы, помогающие частным фирмам лучше анализировать их операции. И к недавнему времени ее капитал оценивался в 10 с лишним миллиардов долларов. Но неделю назад акции "МикроСтрэтеджи" внезапно упали на 60 процентов - и Сейлор остался "всего лишь" с 3,8 миллиарда долларов.
Он не только отнесся к этому стоически, дав понять, что деньги все равно от него никуда не денутся, он свое возьмет, но и объявил о намерении вложить 100 миллионов долларов в тот самый бесплатный электронный университет, который будет весь год доступен каждому человеку на земле, подключенному к Интернету. Его идея заключается в том, чтобы, как он сам говорит, "с помощью компьютера можно было получить образование, равноценное гарвардскому". Он хочет, чтобы лекции в его университете читали по своим специальностям лауреаты Нобелевской премии и другие выдающиеся ученые.
По его мнению, 95 процентов вопросов, задаваемых студентами, повторяются из года в год. В создаваемом им кибервузе на все эти вопросы будут даны исчерпывающие ответы. По оценке синдицированного (печатающегося во многих газетах одновременно) обозревателя Мэттью Миллера, "если Сейлору удастся завладеть воображением рядовых современников и коллег-миллиардеров - ибо потребуются новые пожертвования, - то он окажется далеко впереди тех, кто использует ниву образования для дальнейшего личного обогащения, и навсегда демократизирует доступ к учебе в масштабах, невиданных до этого момента истории. Это создаст глобально иную и, будем надеяться, более высокую культуру, определит, каким будет наше общество через 50 лет".
Однако сквозь греческий хор хвалы в адрес дальновидного и щедрого предпринимателя слышатся и скептические голоса, принадлежащие прежде всего тем, на ком сейчас держится высшее образование, - американской профессуре. Никто не сомневается, что электронные средства связи открыли новые широкие возможности для стремящихся получить знания, но, по глубокому убеждению профессоров, без непосредственного человеческого общения между студентом и преподавателем настоящее образование невозможно.
Вот что думает по этому поводу президент престижного нью-йоркского колледжа "Сэра Лоуренс" Мишель Толила Майерс:
- Если бы образование сводилось только к чтению, библиотеки давно заменили бы школы. Мы, работники образования, занимаемся формированием умов, а не просто их наполнением. Дистанционное обучение большой аудитории дает явный экономический эффект, и, возможно, нынешние классы и аудитории так же отомрут, как конспектирование от руки. Но более чем когда-либо необходимо учить молодых людей, как именно нужно учиться, как делать верные суждения о фактах и сведениях, учить их думать аналитически, творчески.
И нет лучшего способа оттачивания студенческого ума, чем взаимодействие учащего с учащимся. Об этом говорят все исследования. Никакой компьютер не может сделать ум столь острым, как это достигается жаркой дискуссией между студентами, направляемой преподавателем. Чего ни коснись в сфере человеческих отношений, в конечном счете никакого суррогата прямых контактов между людьми не существует.