РУБЛЬ ПРИЗВАЛИ В АРМИЮ

Недавно Государственная Дума России во втором чтении приняла президентский законопроект о постепенном приравнивании денежного довольствия военнослужащих к зарплате государственных служащих.Подробнее о предстоящих изменениях в финансировании Вооруженных сил рассказывает заместитель министра обороны РФ, начальник Главного финансово-экономического управления военного ведомства Любовь КУДЕЛИНА.

ВОЕННЫЙ АРИФМОМЕТР
По мнению Куделиной, предложенные меры - реальный шаг к повышению благосостояния военных, прежде всего офицерского состава, чье сегодняшнее бедственное положение общеизвестно. Что конкретно предлагается?
Первое. С 1 июля 2002 года оклады по воинским должностям должны стать не ниже должностных окладов соответствующих категорий госслужащих. С 1 января 2003 года оклады по воинским званиям будут установлены в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды госслужащих.
Второе. С 1 июля 2002 года надбавка за выслугу лет при стаже военной службы от 2 до 5 лет увеличивается на 15 процентов, от 5 до 22 лет - на 20 процентов, а свыше 22 лет - на 30 процентов.
Третье. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы вырастет с 50 до 70 процентов окладов по воинской должности.
Четвертое. Изменится порядок выплат единовременного денежного содержания по итогам года (3 оклада денежного содержания), премий (3 оклада денежного содержания), материальной помощи (2 оклада денежного содержания).
Вопрос: а вдруг все это обесценит инфляция? Чтобы такого не случилось, в законопроекте предусмотрен механизм индексации одновременно с повышением зарплат госслужащих.
В итоге с 1 июля денежные доходы военных увеличатся в 1,5-1,6 раза, а с 1 января 2003 года - в 1,6-1,7 раза. Вначале планировалось, что приблизительно настолько же вырастут и военные пенсии. Однако депутаты настояли, чтобы из расчета пенсий не исключали, как предлагалось в законопроекте, стоимости продовольственного пайка. В итоге рост пенсий будет еще значительнее - в 1,9-2,0 раза. Но ведь теперь военным пенсионерам придется смириться с утратой льгот по "коммуналке" и полностью оплачивать свое жилье? Ведь одновременно, правда, во втором полугодии будут отменены и 50-процентные льготы служивым по оплате жилищно-коммунальных услуг и компенсация им же подоходного налога.
- Давайте говорить другу другу правду, - предлагает Любовь Куделина. - Правительство считает, что существенное повышение военных пенсий позволяет их обладателям, находящимся в работоспособном возрасте, без всяких компенсаций выплачивать и ту часть квартплаты, которая раньше компенсировалась государством. Причем только до 60 лет. После 60 в соответствии с Законом "О ветеранах" льготы им, как и прочим старикам, будут возвращены.
Чтобы бесперебойно обеспечить эти выплаты, бюджет Министерства обороны уже в этом году должен быть увеличен приблизительно на 10 миллиардов рублей. Соответствующие расчеты для Министерства финансов сейчас срочно готовит военное ведомство.
БОЕВОЙ ЧЕРВОНЕЦ
Сегодня в Чечне ситуация непростая, но масштабных боев не предвидится. Крупные банды разгромлены. Борьба с сепаратистами перешла в стадию засадных действий и рейдов спецназа. В итоге в соответствии с постановлением правительства России ежегодно в боевых действиях там может принимать участие не более 8 тысяч человек. Соответственно и денежные лимиты выделяются из расчета примерно по 20 тысяч рублей в месяц на человека. И у Министерства обороны нет задолженности по "боевым", все финансовые средства вовремя уходят в части, которые представляют необходимые документы.
Однако вот с этим часто возникают проблемы, что и порождает серьезные конфликты. Многие командиры в стремлении быть хорошими для всех подчиненных, занимаются уравниловкой. В ведомости на выплаты "боевых" иной раз включают и тех, кто ходил в опасный разведпоиск в горы, и тех, кто сидел в это время за полковым забором. Такие случаи неоднократно фиксировались при проверках и ревизиях финансовых органов Министерства обороны.
- Именно полная чехарда в учете, - считает заместитель министра обороны, - приводит к многочисленным жалобам и судебным искам к военному ведомству. Порядок с этим делом надо наводить непосредственно в воинских частях, занятых в контртеррористической операции в Чечне.
СТОЙ, КТО ВЫРУБИЛ СВЕТ!
На первый взгляд ситуация тут парадоксальная. Министерство финансов России заявляет, что бюджет Минобороны за прошлый год профинансирован на 100 процентов. Следовательно, долгов перед теми же энергетиками быть не должно. А они существуют, и конфликты по поводу периодического отключения света в воинских частях возникают постоянно. Все дело, по словам Любови Куделиной, в бухгалтерских тонкостях нынешнего бюджетного процесса.
Да, Минфин в прошлом году с военными рассчитался сполна. Но последняя, весьма не малая сумма на счет Вооруженных сил поступила 26 декабря. А уже 28-го все кассовые операции в стране в связи с новогодними праздниками были прекращены. Естественно, довести деньги до каждого отдельного полка и батальона за сутки не смог бы и старик Хоттабыч. Те суммы до конкретных командиров дошли лишь в феврале. Отсюда и скандалы с платежами за электроэнергию.
Примерно такая же картина и с расчетами по государственному оборонному заказу. Все расчеты с предприятиями за прошлый год генеральные заказчики из Министерства обороны уже полностью произвели. А денег все равно не хватает. Подчиненным Куделиной приходится незапланированно залезать в военный бюджет текущего года. А тогда возникают новые долги перед оборонно-промышленным комплексом. Решить эту коллизию без вмешательства правительства невозможно.
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Категория военнослужащих Показатели денежного довольствия, руб.
2001 г. С 01.07.2002 г. С 01.01.2003 г.
младшие офицеры (командир взвода-роты, выслуга до 5 - 7 лет) 2369 - 2917 4288 - 5109 4565 - 5477
старшие офицеры (командир батальона - командир полка, выслуга 15 - 25 лет) 3520 - 5029 6049 - 7121 6525 - 7675
высшие офицеры (генерал-майор - генерал-полковник, выслуга более 30 лет) 6333 - 8092 8136 - 11678 8735 - 12370
Примечание: размеры денежного довольствия военнослужащих с 1 июля 2002 г. и 1 января 2003 г. показаны с учетом изъятия расходов, связанных с отменой ранее существовавших льгот.