НЕЛЕГАЛЫ ПРЯЧУТСЯ В МЕТРО

В таком масштабе убыль мужского населения городка Венев наблюдалась разве что в войну. Сегодня из 15-тысячного народонаселения (где больше половины - пенсионеры и дети) примерно 1100 бывших шахтеров подались в другие края на заработки. То есть каждый третий трудоспособный мужчина.

Отток людей из Венева начался весной 2002 года, когда в очередной раз возникли осложнения с реализацией бурого угля. Из-за задержек зарплаты в марте прошлого года увольнялось по 15 - 20 шахтеров в неделю. В районный центр занятости бывшие горняки не обращаются, пытаются сами найти работу. Но на малых местных предприятиях если и требуются, то грузчики, разнорабочие, фасовщики да дворники.
Выход один - ехать в столицу, которая всегда нуждается в кадрах. И заработки приличнее, чем в маленьком городке. Объединившись в бригады, бывшие шахтеры засылают в Москву гонца пошустрее. Тот, отыскав место работы, перетягивает в столицу остальных. Строительство метро больше всего по душе веневским горнякам. Получая даже скромные по московским меркам оклады, они в родном городе считаются "богатыми".
Я разговаривал с многими женщинами, чьи мужья уехали на заработки, оставив их "соломенными вдовами". Конечно, семье без главы плохо, но, к сожалению, другой возможности поднять детей они не видят. Например, мужу Веры Петровны повезло. В Москве он устроился проходчиком на строительстве метро. Причем официально, с регистрацией в столице. Работа в московских подземельях тяжелее, чем на шахте. Однако лишиться ее страшно.
- 12 - 15 тысяч рублей в месяц - невеликий доход, но для нас это подарок судьбы, - говорит Вера Петровна. - Долги вернули, мебель купили. Я даже пытаюсь что-то отложить на "черный" день. Ведь никакой уверенности в будущем нет.
Наталья Григорьевна рассказывает, что муж, конечно, устает от бесконечных поездок в столицу и обратно:
- График работы жесткий: два месяца в столице, две недели дома. При этом получает за работу в два раза меньше москвичей. Но требовать прибавки не может, потому что живет в столице на птичьих правах, без регистрации.
Веневские "нелегалы" обычно обитают в строительных вагончиках. Зимой в них холодно, даже вода замерзает. Но больничные листы бывшим шахтерам не положены, ведь официально они не оформлены. Трудовые книжки лежат дома. Из-за антисанитарных условий, в которые попадают веневцы, многие приезжают домой с педикулезом. В прошлом году в маленьком городке впервые была зафиксирована серьезная вспышка этой заразы.
Настоящей бедой стали участившиеся разводы в семьях "отходников". В Веневе 17 процентов отправляющихся на заработки уже не возвращаются в свои семьи: то ли отвыкают, то ли не могут устоять перед новыми соблазнами. И все больше детей рискуют остаться без отцов.
- Для района так называемый отхожий промысел стал серьезной проблемой, - поделился со мной заместитель главы веневской администрации Андрей Лущиков. - Не только экономической, но и социальной, демографической. Уезжают лучшие работники, в основном - шахтеры бывших и действующих угольных предприятий. Сейчас на двух шахтах - "Подмосковная" и "Бельковская" - осталось всего полторы тысячи человек. Почти вдвое меньше необходимого количества. Это ощутимый удар по местной экономике. Работают мужики в Москве, где и остаются налоги. А веневская казна истощена до предела. Выхода, честно говоря, не вижу.
Кстати, по соседству с Веневом находится другой райцентр - Алексин. Так в нем наблюдается обратный процесс. Сотни девушек и женщин уезжают на заработки в Серпухов, где открылась фирма "Роллтон". А в Алексине маются женихи.
Пока местные администрации мучительно размышляют, что делать с бегством трудоспособного населения, в Туле процветают предприимчивые кадровые агентства. Предлагают жителям области работу в Москве и Московской области. Желающих покинуть родные дома немало...