НЕ ЗАТЯГИВАЯ ПОЯСОВ

В 2002-м среднестатистический москвич съел 72 килограмма мяса - на три килограмма больше, чем в предыдущем. И почти в два раза больше, чем среднестатистический россиянин. Как рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента продовольственных ресурсов Александр Бабурин, в столице выросло потребление сахара и молока, рыбы и овощей.

Ежедневно жители первопрестольной съедают 20 тысяч тонн всякой всячины. При этом впервые за постсоветские годы по потреблению большинства продуктов питания (кроме икры и ананасов) среднестатистический москвич вышел на рекомендуемые медиками нормы.
С учетом роста цен это обходится недешево. Большинство московских семей тратят на питание свыше половины семейного бюджета. Около четверти расходуют все деньги только на еду да коммунальные платежи - больше ни на что не остается. О ценах разговор особый. Александр Бабурин привел нашему корреспонденту потрясающую статистику: оказывается, на оптовых рынках в декабре 2002 года большинство продуктов стоили столько же, сколько в декабре 2001-го. Лишь некоторые на полтора - два процента дороже. Этого удалось добиться за счет того, что город производит закупки на конкурсной основе. Но тогда откуда же такой дикий рост цен в рознице?
- Раньше, к примеру, каждая овощебаза имела два-три десятка своих магазинов "Овощи-фрукты". Теперь большинство из них перепрофилированы. В результате вопрос о том, как довезти товар до покупателя, минуя посредников, возникает не только у фермера, который привез из глубинки десять мешков картошки, но и у крупных московских предприятий, - объясняет А. Бабурин.
Понятно, что содержание, допустим, магазина автозапчастей обходится гораздо дешевле, чем овощного с его складами и температурными режимами, а прибыли дает больше. Но ведь нельзя же оставить город вовсе без таких лавок. Чтобы спасти овощные и булочные, городские власти предлагают принять поправки в законодательство, запрещающие хозяевам перепрофилировать магазины. Облегчить путь товара к покупателю должны девять новых продуктовых рынков, возведение которых начнется в ближайшие месяцы возле МКАД.
Так или иначе, с задачей прокорма горожан департамент продресурсов справляется. Теперь перед ним поставлена новая, более сложная: добиться продовольственной безопасности региона. Считается, что она обеспечена только тогда, когда город зависит от экспорта продуктов не более чем на 25 процентов. В Москве же еще год назад ситуация была аховой: экспортного мяса на прилавках - 84 процента, масла - 87 процентов. В последнее время удалось немного улучшить ситуацию благодаря контактам с регионами и созданию в них предприятий с долей Москвы. Сегодня отечественного мяса - уже 26 процентов, масла - 35, а зерно, яйцо, и овощи - сплошь нашенские.
Кстати, борьба за продовольственную безопасность, оказывается, - дело опасное. В прошлом году каждое третье продпредприятие, в котором есть доля Москвы, по словам А. Бабурина, сталкивалось со всевозможными посягательствами: от попыток недружественным образом поглотить городской пакет акций до диких "наездов". Ну а об информационных атаках, которые предпринимали торговцы уходящей с рынка импортной курятины, лучше и не напоминать.