СТАНЦИЯ ПЕРЕЛИВАНИЯ СПИДА

Судебная коллегия по гражданским делам областного суда, рассмотрев кассационную жалобу станции переливания крови на решение Октябрьского райсуда Белгорода, оставила его в силе. То есть был подтвержден факт, что гражданина Н. заразили ВИЧ-инфекцией в больнице, где ему ввели 130 миллилитров свежезамороженной плазмы, доставленной с областной станции переливания крови. Оставлено в силе и постановление райсуда о выплате Н. 100 тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб.

Сейчас в Белгороде вокруг этих судебных решений немало жарких споров, домыслов, страхов. Ведь заражение СПИДом в ходе переливания крови - не уникальный случай. Во время судебных баталий стало известно, что почти одновременно с Н. в больницах "наградили" вирусом СПИДа еще двух ни в чем не повинных белгородцев. А в стране таких печальных фактов уже более трех десятков. Но все их, утверждают медики, следует считать несчастными случаями, как, например, удар молнии, ураган, снежная лавина...
- Дело в том, - говорит главный врач областной станции переливания крови Вячеслав Липшеев, - что существует так называемая "серонегативная зона". Это период, в течение которого современными методами невозможно выявить ВИЧ-инфекцию, попавшую в кровь человека. Он длится 4-6 месяцев! И если донор в это время придет к нам сдавать кровь, выявить СПИД у него мы не в состоянии.
Впрочем, Липшеев сообщил "Труду", что после случая с Н. станция приобрела новую тест-систему, которая позволяет выявлять вирус, попавший в кровь человека всего месяц назад (прежняя тест-система была рассчитана на трехмесячную "серонегативную зону"). И вскоре удалось выявить трех потенциальных доноров, зараженных ВИЧ-инфекцией. А затем ввели новый порядок работы с донорской кровью - передачу ее на 6-месячный карантин. Сегодня на станции в специальном контейнере при температуре минус 38 градусов хранится 12 тысяч пакетов с препаратами донорской крови. Осенью должны ввести в эксплуатацию еще одну такую камеру, немного позже - третью. А это значит, что даже при массовых несчастных случаях, когда десяткам, а то и сотням пострадавших понадобится срочное переливание крови, с ней не возникнет никаких проблем.
Спрашивается: почему этого нельзя было сделать раньше? И не было бы сегодня в Белгороде тех несчастных людей, которым на больничных койках "перелили СПИД". Выходит, по-прежнему: мужик не перекрестится, пока гром не грянет?
- Сотрудники станции переливания крови ни в чем не виноваты, - доказывает Вячеслав Владимирович. - Мы выполняли все, что предписано и Федеральным законом, и инструкциями Минздрава по предупреждению СПИДа. Не случайно прекращено уголовное дело по этому факту, и многочисленные комиссии, проверявшие станцию, нарушений с нашей стороны не выявили, никого не наказали... Я не понимаю, почему процесс по иску пострадавшего Н. судьи повернули против нас... Мы подаем кассационную жалобу в высшую инстанцию.
Пока суд да дело, можно напомнить, что некоторая запоздалость принятых мер объясняется, как водится, нехваткой средств. Ведь немало лет общероссийские программы профилактики и борьбы со СПИДом финансировались крайне скудно. А в самом Белгороде хотя теперь и нашли деньги на решение технических задач, обеспокоены еще одной проблемой. По правилам использовать донорскую кровь после ее шестимесячного карантина можно только в том случае, если каждый донор через полгода пройдет новое обследование. Увы, многие по каким-то причинам на станции больше не появляются. Доставлять их сюда принудительно нельзя. Как невозможно преградить дорогу на станцию наркоманам или людям, склонным к беспорядочным половым контактам. 40 процентов выявленных белгородских носителей ВИЧ-инфекции заразились ею половым путем...