ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Я СЕРЬЕЗЕН КАК НИКОГДА

Недавно в артистических кругах пронеслась весть, что директор Государственного театра эстрады Геннадий Хазанов подписал приказ об увольнении из театра популярнейшего мастера сатирического жанра Геннадия Хазанова. Таким образом артист намерен завершить свою сольную карьеру на эстрадной сцене. "Труд" обратилсяза разъяснениямик самому Геннадию Викторовичу.

- Известно, с какими трудами в не избалованные развлечениями советские времена артисты прорывались на эстраду и каких усилий стоило удержаться в числе востребованных. Вам не жалко сейчас, когда открыто столько возможностей, вдруг все бросить?
- Что значит все бросить? Разве я сказал, что ухожу из эстрады вообще? Просто моя сольная карьера эстрадного артиста уже сама собой сведена к минимуму. И это произошло не сегодня и не вчера. Если, прошу прощения за сравнение, товар лежит на прилавке и его не покупают несколько месяцев подряд, потом год, потом два, что с этим товаром делают? Его убирают. Отчего вдруг такой переполох? Если я так всем интересен, почему тогда не ходят на мои выступления?!
- Может, сегодня "вашему" зрителю - а это, как правило, интеллигенция - просто не до концертов?
- Вполне возможно. Я не хочу никого обвинять. Но меня забавляет, как все заволновались. Очень похоже на ситуацию, когда человек живет себе и живет, все о нем забыли, и вдруг сообщают, что он умер. И сразу начинается возня. "А когда похороны?" - "Завтра". - "Надо пойти". А зачем? При жизни нужно было интересоваться.
- А вы для себя как объясняете ситуацию?
- Думаю, сейчас резко упал интерес к жанру, поскольку девальвировано слово. И главное - сатира перестала быть предметом моды или хотя бы пристального интереса, как это было еще лет пятнадцать назад. Новые люди принесли с собой на эстраду новую эстетику и этику. Но я не чувствую, что зритель стал другим. Просто телевидение ежедневно зомбирует его показами одних и тех же артистов, уровень текстов которых не выдерживает никакой критики. Обезьянник какой-то! Это не оскорбление. Это констатация факта. А поскольку я почти не принимаю участия в цикловых юмористических телепередачах, то у значительной части зрительской аудитории создалось впечатление, что меня просто нет. Вот и все.
- А чего ожидать зрителям от вашей "прощальной" программы "Анна Михайловна и другие"?
- По качеству она значительно интереснее и глубже всего того, что я играл всю жизнь. Хотя я не хочу ничего зачеркивать из прошлого. Просто Хазанов стал старше и мудрее.
- После одного концерта вы сказали журналистам, что до того, как шутка стала вашей профессией, жизнь была гораздо веселее. Это сожаление о неправильно выбранном жизненном пути?
- Шутка стала моей профессией 40 лет назад. И что ж такого веселого было в моей жизни до того? Не знаю. Не помню. Наверное, я был в бессознательном состоянии, когда давал такую формулировку, или журналисты что-то напутали. Я ни о чем не сожалею.
- Вы сейчас с успехом играете вместе со "звездами" российского театра в драматических спектаклях "Ужин с дураком" и "Смешные чувства", билетов на них не достать. А в свое время вы не могли одолеть даже первые отборочные туры при поступлении в театральные вузы. Как это можно объяснить?
- Видимо, в юности я так неудачно показывался, что во мне не смогли разглядеть артиста. Хотя должен признать, что немало актеров-педагогов пытались что-то там во мне раскопать. Но, видно, залежи были так глубоко, что буровые работы не дали никаких результатов. Однако у меня ни к кому нет претензий и обид. По-настоящему со мной начали работать только спустя годы, когда я уже поступил в училище циркового и эстрадного искусства.
- Фильм Николая Досталя "Маленький гигант большого секса" с вашим участием стал лидером проката 1993 года - во времена, когда наш прокат фактически рухнул. А вот картина того же режиссера "Полицейские и воры", где вы выступили в дуэте с Вячеславом Невинным, в прокате провалилась, хотя вышла в более благополучном 1997 году. Почему так сложилось?
- Зрителям не понравилось. Вот и все. Очевидно, русский ремейк итальянской кинокомедии 50-х "Полицейские и воры" просто не нашел своих поклонников. Я, кстати, еще до начала съемок высказывал сомнения в успехе проекта, но меня плохо слушали.
- После роли любвеобильного фотографа Марата из "Маленького гиганта... " число ваших поклонниц сильно возросло?
- Нет. Я не вхожу в число каких-либо идолов. По отношению к себе всегда чувствовал тепло со стороны большого количества людей, но, слава Богу, никогда не ощущал себя секс-символом или какой-то "звездой".
- В вашей фильмографии всего четыре с половиной картины. Почему не получился большой роман с кинематографом?
- Сначала мешал эстрадный имидж. Потом наступили времена, когда в титрах нужны были заведомо "кассовые" фамилии, на которые народ бы пошел. Меня стали снимать. Теперь это время ушло. Но я не жалею, что сделал в кино не так много. В памяти остались разные эпизоды. В 1985 году я едва не погиб, когда на съемках на меня обрушилась стеклянная витрина, порезав мне спину и чуть-чуть не отрубив голову. Потом долго на съемочной площадке меня преследовал страх новых несчастий.
Были и смешные эпизоды. Во время работы над "итальянским" сюжетом в "Ералаше" игравший директора школы Евгений Моргунов никак не мог запомнить свой текст. Специально для Моргунова наняли учителя, с которым они долго репетировали, а на съемке актеру вообще подсунули бумажку с итальянскими словами, написанными русскими буквами. Евгений Александрович должен был ударить по столу и крикнуть: "Эльпенсано лоро!" Но когда заработала камера, Моргунов не рассмотрел шпаргалку и в ужасе сказал: "Пенисом Лору!" На съемочной площадке началась истерика...
- Говорят, что вы суеверный человек и четко следуете предсказаниям астрологов, а также якобы постоянно общаетесь с двумя ясновидящими женщинами, которые предсказывают вам будущее...
- Это правда. С ясновидящими общался и атеистом себя никогда не считал. Я верю в судьбу и считаю: если что-то на роду написано, это неизбежно случится.
- А не скучно жить, зная наперед, что произойдет?
- Ну совсем уж наперед я не знаю. Но мне жить не скучно. Я так увлечен сценой, что скучать особенно некогда. Скучаю только, когда нет работы. А такое случается редко.
- Полтора года назад, выступая с лекцией перед студентами, вы сказали: "В России интеллигент - это человек, у которого не сложилась судьба", а также, что "пришло время Лопахиных" и "судьба российской интеллигенции подходит к своему естественному концу". Неужели, по-вашему, все действительно так мрачно?
- Я считаю, что когда в России установится нормальный цивилизованный капитализм, а это дело далекого будущего, то интеллигенция как класс исчезнет. Вместо нее останутся только интеллектуалы.
- Звучит не очень-то вдохновляюще.
- Зато правдиво. Вы же за этим ко мне пришли? Не за тем же, чтобы мы друг перед другом расшаркивались. Интеллигенция - это сугубо российское изобретение. Больше нигде в мире такого нет. Если ее рассматривать как совесть нации, противовес абсурду, бессмыслице, то в государстве с нормально функционирующими законами такая сила не нужна. А пока этого нет, то будут востребованы люди, которые носят в себе некую боль и почему-то именуются интеллигенцией. Хотя правильнее было бы их называть "люди с совестью". Но таковым я считаю любого нормального человека, у которого, может быть, даже нет высшего образования и он не занят, скажем, в художественной сфере. И, наоборот, многие представители нашего шоу-бизнеса не имеют никакого отношения к интеллигенции, хотя, наверное, считают себя таковыми.
- В апреле прошлого года ваша дочь Алиса подарила вам внучку. Как вам удается роль дедушки?
- К сожалению, для меня это очень эпизодическая роль. Как, впрочем, и для бабушки, моей жены Златы, которая тоже очень занятой человек. Семья дочери живет в Париже. На день рождения внучки собираемся их навестить. Внучка уже пошла. Так что у нас с ней появилась, так сказать, физическая возможность двигаться навстречу друг другу.
Выходец из большевистской семьи (дедушка - крупный партийный деятель, бабушка - соратница Надежды Крупской), Хазанов прославился, иронизируя над устоями социалистической системы. Он вырос без отца в большой коммунальной квартире. В школе был непременным участником художественной самодеятельности и, как уверяют учителя, "вертлявым, непоседливым и постоянно придумывающим всякие гадости". На большую эстраду его долго не пускали, пришлось поработать слесарем на радиозаводе, поучиться в инженерно-строительном институте... Наверное, благодаря той жизни у артиста получилось так точно попасть в образы выпускника кулинарного техникума, дружинника, рассуждающего о бытовых неурядицах попугая... В личной жизни у Хазанова проявилось редкое для людей актерской профессии качество - он однолюб. Со своей женой Златой (режиссером и менеджером его программ) он вместе уже 35 лет. Их дочь Алиса, по профессии балерина, многие годы была солисткой Большого театра.
Беседу вел