Лев ДУРОВ, народный артист СССР, главный режиссер Театра на Малой Бронной:
- Мои друзья часто меня спрашивают: почему ты постоянно поешь? А я им отвечаю: это чтобы не выть, так как должность главного режиссера последние остатки юмора "съедает". Сегодня зрители предпочитают наслаждаться на эстраде сатирой, пародиями и того же требуют от театра, но я же не могу конкурировать с той же Веркой Сердючкой, габариты не те, да у меня и другое представление о юморе. Юрий Никулин и Александр Ширвиндт приучили меня к остроумию, а не "ослоумию". Я всегда завидовал их необыкновенной острой реакции на все, на любой пустяк, умению так сделать человеку замечание, что он при этом не обидится, а засмеется. Поэтому хорошо было бы издать такой справочник, в котором было указано, как можно выходить из разных затруднительных положений с юмором.
Аркадий ВАЙНЕР, драматург:
- В данный момент смотрю фильм "12 стульев" с Олегом Басилашвили в роли незабвенного Остапа Бендера и - смеюсь. А вообще смеюсь над нашей нынешней жизнью.
Сергей ЮРСКИЙ, актер и режиссер, народный артист России:
- Я не понимаю, как можно отмечать день юмора, - это все равно, что отмечать день мозжечка. Ничего глупее придумать нельзя. Но раз уж людям хочется в этот день посмеяться, пусть себе на здоровье смеются. Лично я без юмора и дня прожить не могу, это эликсир моего ежедневного существования, состояние моей души: юморить по поводу всего и вся. Не будь этого, я бы не пережил свой 70-летний юбилей.
Георгий ГАРАНЯН, композитор:
- Как говорится, смеяться не грешно. Но смех у нас нервный: все дело в том, что мы с супругой, Нелли Закировой, переезжаем в новую квартиру, потому приходится собирать разные документы-справки, которые иначе как смешными не назовешь. Что же касается смеха вообще, то с этим в стране большая напряженка: герои юмора выцвели. Может, тем, кто составляет госбюджет, выделять какие-то дотации на смех?
Эдуард МАРЦЕВИЧ, народный артист России:
- Вся жизнь наша - это сплошной юмор, и сколько я себя помню - вечно смеюсь над человеческой глупостью. Это не значит, что я не смеюсь над собой, бывает... Но, как правило, сознаваться в своих недостатках трудно, а уж тем более видеть себя со стороны в неприглядном свете. Тем не менее великий Николай Охлопков прививал нам, молодым актерам, чувство юмора, он даже Гамлета репетировал, используя разные хохмы. Другой Гамлет - Иннокентий Смоктуновский учил меня видеть в любом драматическом моменте его оборотную комическую сторону. Сегодня мне это очень помогает. Ведь согласитесь: лучше смеяться над разной белибердой, которая сыплется на тебя с разных сторон, чем ужасаться ей. Дольше проживешь.
Георгий ДАНЕЛИЯ, кинорежиссер:
- Я смеюсь сегодня над тем, над чем я уже смеялся четверть века назад, потому что в данный момент пишу сценарий для мультипликационного варианта давнего уже фильма "Кин-дза-дза". Получается смех сквозь слезы. Потому что все те "страшилки", которые мы напридумывали для своей мрачноватой антиутопии, сегодня все больше превращаются в реальность. Помните, на той выдуманной нами планете не было ни воды, ни растительности - все пошло на топливо. На той фантастической планете принято было думать только о себе, а не об остальных. На той планете четко знают, кто есть кто и соответственно этому строят модели поведения: пацаки ходят с колокольчиками, приседают перед чутланинами в угодливом полупоклоне. Кое-что из этих выдуманных нами реалий я, увы, вижу в нашей жизни...
Юрий ПОЛЯКОВ, писатель, главный редактор "Литературной газеты":
- Мне сегодня не до смеха, потому что мы в "Литературной газете" взялись за реформирование знаменитого "Клуба "12 стульев", который 30 лет назад, можно сказать, научил всю страну смеяться по-новому. Это был тонкий, высокоинтеллектуальный юмор, не понимать который было неприлично. А вот сейчас со смехом происходит что-то неладное. Во всяком случае, когда я смотрю юмористические передачи по телевидению, я испытываю чувство, похожее на зубную боль. И вот сейчас мы в "ЛГ" пытаемся найти новую современную парадигму российского юмора. А это дело серьезное.
Юлий ГУСМАН, кинорежиссер, художественный руководитель "Ники":
- Как гражданин я бы посмеялся над попыткой властей лишить пенсионеров последних средств в ходе так называемой монетизации льгот, над "басманным" правосудием, над желанием некоторых кинематографических вождей быть хозяевами в свободном Доме киноискусства, но, боюсь, смех мой будет очень горек. Поэтому как режиссер я решил вспомнить свою юность, когда снимал веселые, бесшабашные фильмы типа "Не бойся, я с тобой", и сейчас заканчиваю монтаж картины под названием "Парк советского периода". Это будет, как водится, комедия. Как мне кажется, я добродушно и весело смеюсь в ней над некоторыми мифологическими представлениями о нашей жизни. В моем фильме есть некая выдуманная территория - этакая смесь ВДНХ и Диснейленда, где работают разные аттракционы: "Днепрогэс", "Целина", игра в "Зарницу"... Это будет фильм о том, что мы до сих пор находимся в плену разных заблуждений и не хотим из них выбираться.
Николай ПЕТРОВ, пианист:
- Вообще-то считаю себя человеком с развитым чувством юмора. Но никакого юмора не хватает, чтобы смеяться над телепередачами типа "Аншлага" или "Смехопанорамы", где шутки в основном ниже пояса: кто-то обожрался, кто-то упился, у чьей-то тещи внезапно расстроился желудок... Поэтому нахожу отдохновение в замечательных книгах Зощенко, Ильфа и Петрова, в произведениях старых сатириконовцев - Аверченко, Тэффи, Бухова, Власа Дорошевича... А вот читать анекдоты в напечатанном виде категорически не могу. Как-то дома у Гриши Горина увидел книг семь или восемь анекдотов в роскошном издании, с золотым тиснением, раскрыл - "не пробирает"! Анекдоты надо рассказывать. Вот один из моих любимых. Жена утром игриво спрашивает мужа: "Ты меня любишь?" Тот отвечает: "Ну хоть один день можешь начать без скандала?"
Сергей ДРОБОТЕНКО, юморист:
- Боже мой, да у меня профессия такая: над всем смеяться. В том числе и над собой, поскольку предпочитаю - пусть над тобой смеются, чем плачут.