НОЧЬ ДЛЯ УБИЙСТВ

Управление Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе продолжает расследование прошлогоднего нападения боевиков на Ингушетию. Тогда от рук бандитов погибли 78 человек, свыше 100 получили ранения. На сегодняшний день 24 участника кровавой бойни уже предстали перед судом, 9 - находятся под следствием. 10 боевиков оказали сопротивление при задержании и были уничтожены. Розыск остальных членов басаевской банды продолжается.

ГИЕНЫ РАЗНОГО ОКРАСА
Всего же, по данным следствия, 22 июня (!) на Ингушетию напала банда численностью около 300 боевиков. Помимо чеченцев и ингушей, в нее входили уроженцы Кабардино-Балкарии, Москвы, других регионов России, а также иностранные наемники. Верно говорится: преступники не имеют национальности. У организатора террористической акции Шамиля Басаева был один критерий: готовность беспрекословно выполнять самые изуверские приказы.
Знакомясь с показаниями подсудимых и последственных, убеждаешься: эти люди занялись кровавым ремеслом исключительно за деньги.
Из показаний 23-летнего Абубакара Баркинхоева:
- Однажды, в мае 2004-го, в карабулакском компьютерном клубе я встретил знакомого - Билана Гандарова. На нем был костюм с иголочки, в руке - дорогой мобильник.
- Откуда все это? - спрашиваю.
- Работаю у хозяина, который платит хорошие деньги.
- А можно мне к нему устроиться?
- Познакомлю с ним, сам узнаешь...
В сходной ситуации оказались и другие приятели Абубакара - Алия Яндиев, Аслан Бахтиев, Руслан Баркинхаев, Майрбак Гапархоев. Все - безработные, готовые на все ради денег. Впрочем, об истинных целях банды басаевские вербовщики говорили не каждому. Когда Яндиев, к примеру, поинтересовался, что ему предстоит делать, ответ был "успокаивающим": "Не переживай, нормальная будет работа. Просто нужно "кинуть" одного барыгу и забрать деньги".
В мае - июне все завербованные оказались в горных лесах, на базах боевиков. Им выдали автоматы и гранатометы, переодели в камуфляжную форму, стали обучать стрельбе и минно-взрывному делу.
НЕ ЩАДИЛИ НИКОГО
Следствие располагает неопровержимыми фактами, подтверждающими, что план нападения на Ингушетию разрабатывался под непосредственным руководством Басаева. Вся банда была разбита на отряды, каждый был нацелен на определенный объект: здание МВД республики, назрановские РОВД и ГОВД, назрановский погранотряд, склады оружия.
Ахмед Цуроев, участник нападения на пост ДПС ГИБДД "Волга-16" ("Экажевский перекресток"):
- Нами были остановлены три машины - "Нива" зеленого цвета, белая "Волга" и "Жигули" темного цвета. Дверь "Волги" открылась, и кто-то потребовал: "Доложите обстановку". Наш командир Али Тазиев по прозвищу Магас спросил: "Кто ты такой?" Тот ответил: "Исполняющий обязанности министра внутренних дел Ингушетии Костоев". Как только прозвучали эти слова, по "Волге" с двух сторон ударили из автоматов. Магас на моих глазах лично застрелил министра. Потом остановили ВАЗ-21093. Вышедший из машины мужчина предъявил милицейское удостоверение, боевик Магомед-Башир Хашиев выстрелил ему прямо в лицо. Через несколько минут подъехали милиционеры братья Угурчиевы, их тоже расстреляли. Вскоре возле милицейского поста была гора трупов.
Заур Муцоев, обстреливавший здание МВД:
- Мы засели в пятиэтажном здании напротив МВД. Я выстрелил из гранатомета, но не попал, снаряд разорвался в воздухе. Потом увидел БТР, направлявшийся к зданию МВД. Прицелился и выстрелил. Снаряд попал в основание башни, БТР загорелся. Из него выскочили 5-7 человек в военной форме и попали под автоматный шквальный огонь других боевиков.
Боевик по кличке Идрис (его фамилия пока держится в секрете. Состоял в отряде арабского наемника Абу-Дзейта).
- Перед выездом на операцию Абу-Дзейт провел инструктаж: военных и милиционеров расстреливать на месте, оружие и документы забирать. Кроме гранат, автомата и маски с прорезями для глаз, мне выдали видеокамеру и велели снимать эпизоды нападения.
Наш отряд окружил здание Назрановского погранотряда.
Я занял позицию в парке среди деревьев, открыл огонь по окнам из автомата. Не знаю, убил ли кого-нибудь, но признаюсь: стрелять умею. Израсходовав первый рожок с патронами, взялся за видеокамеру.
"ОБОРОТНИ" НА СЛУЖБЕ У БАНДИТОВ
Убийцы не могли бы действовать так нагло и часто - безнаказанно, если бы в рядах самой ингушской милиции у них не было платных осведомителей и прямых пособников.
Их пятеро - людей, изменивших присяге, предавших собственный народ и повинных в гибели десятков своих бывших боевых товарищей. Завербовав милиционеров, Басаев подробно распределил их роли в проведении кровавой акции. Милиционер роты патрульно-постовой службы горотдела Магаса сержант Магомед Лолохоев и сотрудник отдела вневедомственной охраны при Назрановском РОВД Микаил Лолохоев должны были, используя форму и служебные удостоверения, сопровождать машины боевиков по территории Ингушетии, доставлять на их базы продукты питания, обмундирование, оружие и боеприпасы. Заместителю командира взвода батальона спецназа МВД Ингушетии Алихану Долгиеву поручили вербовку новых членов банды, а также хранение захваченного оружия и боеприпасов.
Но самым доверенным милицейским чином у Басаева оказался старший уполномоченный по особо важным делам отдела собственной безопасности МВД Ингушетии капитан милиции Башир Плиев. В течение длительного времени он, имевший доступ к секретным материалам, информировал бандитов о нападениях спецслужб, выдавал имена сотрудников, занимавшихся антитеррористической деятельностью. Во время подготовки и осуществления бандитского нападения на республику Плиев лично сопровождал Басаева, обеспечивая ему беспрепятственный проезд.
"Оборотни в погонах" скоро предстанут перед судом. Избежать его удалось лишь Плиеву. Догадываясь, что ему грозит арест, он покончил самоубийством.
Комментарий Николая Шепеля, заместителя Генерального прокурора РФ в Южном федеральном округе:
- В рамках расследования нам удалось выйти на след одного из главных организаторов преступления - арабского наемника Абу Кутейба. При задержании он оказал сопротивление и был уничтожен. Следствием установлено, что Абу-Кутейб был эмиссаром международной террористической организации "Аль-Каида"... Получены исчерпывающие доказательства участия международной террористической подпольной сети, возглавляемой Басаевым, эмиссарами "Аль-Каиды", а до недавнего времени - и Масхадовым. Эта сеть хорошо законспирирована и нацелена на совершение терактов на территории России, отторжение от нее Северного Кавказа. Таким образом, речь идет не о чеченском или каком-либо другом, а именно о международном терроризме.
Другой урок - правоохранительным органам следует усилить работу по выявлению "оборотней", тем более обладающих секретной информацией.
Мы также надеемся - и это третий урок - на помощь населения. Нападение на Ингушетию было массированной акцией, но, к сожалению, ни через спецслужбы, ни от жителей республики не поступила заблаговременная информация. Это наша беда. Люди все еще боятся боевиков. Но, похоже, терпение народа иссякает. Последние крупные спецоперации по задержанию и уничтожению экстремистов и в Ингушетии, и в Кабардино-Балкарии, и в Дагестане, и в Чечне успешно проведены при поддержке населения этих регионов.