03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАЛЛАДА О ДЛИННОМ ЯЗЫКЕ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 01 Апреля 2006г.
Недавно ученые выяснили, что первой в истории человечества шуткой был наскальный рисунок, на котором изображен спотыкающийся о камень человекообразный примат. Образцу этого пещерного юмора около 2 миллионов лет. Оказывается, наши древние пращуры начали смеяться еще до того, как у них появилась полноценная возможность озвучить свои шутки. Накануне первоапрельского праздника юмора "Труд" задал два вопроса людям, для которых смех стал профессией. В каком состоянии пребывает нынче отечественный юмор? Что сейчас лично вас может рассмешить?

Аркадий АРКАНОВ, писатель-юморист:
- В последнее время меня смешат и одновременно расстраивают некоторые наши политики и высокопоставленные чиновники, которые серьезно берутся утверждать, что в жизни россиян в последние год-два произошли коренные изменения к лучшему. Очевидно, эти деятели давно не выезжали за пределы столичного Садового кольца и не имеют ни малейшего представления о том, что творится в глубинке. А еще бывает весело наблюдать, когда некоторые субъекты, причисляющие себя к так называемому среднему классу, объявляют всех остальных, у кого доходы пониже, людьми низшего сорта, недостойным быдлом. И свои ущербные взгляды они не стесняются выставлять напоказ.
Ничего потешного в моей жизни не происходит, и ни над каким смешным текстом я сейчас не работаю. Профессиональные юмористы мне напоминают усердных часовщиков, которые слишком долго склонялись над часовыми механизмами и в конце концов потеряли остроту зрения. Чувство юмора - хорошая вещь, но не стоит из него делать профессию. Оно должно присутствовать в жизни, как витамин в организме. Творческий человек просто заметит смешную ситуацию и отразит ее в искусстве. А когда над юмором начинают работать "профессионально", тогда мы получаем "Кривое зеркало" или "Аншлаг". Искусственно добытая искра смеха подобна щекотанию под мышками и к настоящему юмору имеет самое отдаленное отношение.
Юрий ГРИГОРЬЕВ, конферансье, автор телепередачи "Ах, анекдот, анекдот":
- Рядом с моим домом три аптеки, и в каждой разные цены на одни и те же лекарства. Разве это не смешно? В свое время моя передача "Ах, анекдот, анекдот" веселила всех. Но вдруг на ТВ заявили, что со всех тех многочисленных артистов, которые приходят ко мне выступать, надо собирать по 500 долларов. Да у меня язык не повернется сказать, например, Кобзону или Газманову: принесите деньги, иначе вас не покажут в телеэфире. Я подключил все свои знакомства с теленачальниками, но ситуацию так и не удалось переломить. Нашу передачу закрыли.
Неудивительно, что сегодня на ТВ юмор такой однообразный: из канала на канал, из передачи в передачу кочуют одни и те же лица, одни и те же шутки. Недавно узнал, что у известных певиц Валентины Легкоступовой и Галины Ненашевой за выступление по ТВ просят от пяти до десяти тысяч долларов. Иначе говорят: "Ваш формат нам не подходит". В какое время мы живем? В самое развеселое. Я его называю "Смех сквозь слезы".
Аркадий ИНИН, драматург, заслуженный деятель искусств России:
- Юмор - категория вечная, но переменчивая. В советские времена мы, бывая за границей, изумлялись, почему там такие идиотские юмористические программы. Теперь это становится понятным. Рассказать что-либо правдивое о жизни в тоталитарной стране можно было только в юмористическом ключе. Находясь под цензурным гнетом, наши юмористы напрягали мозговые извилины, чтобы сделать это тонко, играя на аллюзиях, намеках, подтекстах. И как результат - художественное качество было подчас очень высоким. Сегодня нет смысла делать тонкие намеки вечером на концерте, когда в утренних газетах или по ТВ уже сказано в лоб: кто идиот, кто подлец, кто жулик. Теперь публика хочет развлекаться. А куда тянется примитивный смех? Известное дело - ниже пояса. Вот туда российский юмор и опустился.
Я ни в коем случае не осуждаю нашего зрителя, который вынужден выживать в чудовищном ритме современной действительности. Помните, нас пугали, что на Западе у людей нет уверенности в завтрашнем дне? А мы еще ухмылялись, видя их шикарные дома, машины, одежду. И думали: нам бы такой "неуверенности". Теперь, выходит, зря смеялись. В сравнении с советской жизнью на зарплату в 120 рублей, которых худо-бедно хватало на самое необходимое, и гарантированной работой "не напрягаясь" сегодня мы пашем как проклятые, чтобы удержаться на плаву. Падая вечером в кресло у телевизора, человек уже не хочет, чтобы ему "морочили голову" чем-то изощренным, а просит: "Сделайте мне смешно". Вот так и появляется идиотский юмор, который мы наблюдали в капстранах. Получается, за что боролись, на то и напоролись.
Я не склонен обвинять в дурновкусии работающих сейчас на эстраде авторов и сетовать на то, что они отказываются пробуждать в душах зрителей благородные порывы. Хотя не люблю большинство юмористических программ, но понимаю их создателей. Они вынуждены либо закрываться к чертовой матери, либо приноравливаться к вкусам публики. Однако внутри нашего сообщества не забывают о высоком мастерстве. Остались артисты, как, скажем, Михаил Жванецкий, которые могут себе позволить оставаться самими собой.
Способно ли сегодня меня что-то рассмешить? А как же. Я, например, на днях от души посмеялся, слушая выступление главного клоуна страны Жириновского. Иногда радуют придуманные моими вгиковскими студентами истории или рассказанные друзьями анекдоты. Но сейчас пересказывать анекдоты я вам не буду. Надо взять человека за пуговицу, посмотреть ему в глаза и начать: "Старик, была такая история..." Анекдот - очень тонкая штучка. Бывает, читаешь со сцены монолог, и кажется, вот на этой забойной шутке засмеются. Но зритель молчит. А бывает, что на каком-нибудь вроде бы заурядном месте, переходе к следующей шутке зал взрывается хохотом. Тогда выбрасываешь неудавшиеся шутки, а оставляешь "переходик". Тут заранее угадать ничего нельзя. Юмор дело загадочное.
Георгий ДАНЕЛИЯ, кинорежиссер, народный артист СССР:
- Теперь в стране с юмором высшей пробы большие трудности. Где новые комедиографы уровня Рязанова или Гайдая? Среди молодых такие наверняка есть, но они не востребованы. На экранах сейчас очень много талантливых актеров, но при их появлении не хочется смеяться, а скорее, испытываешь чувство настороженности и ждешь, что тебя втянут в сюжет, где будут грабить, глумиться над беззащитными людьми или убивать. Сейчас мы пишем новый сценарий по мотивам кинокомедии "Кин-дза-дза", и в процессе придумок оригинальных фраз или сценок часто смеемся. А вообще смешного в жизни много, надо только не лениться его увидеть. Вот только что я здорово позабавился, наблюдая взаимоотношения двух наших домашних котов: один на диване забрался под покрывало, а второй пытался его оттуда вытурить. Если бы под рукой была кинокамера и хороший свет, отличная сценка получилась бы для фильма.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников