Тайна князя Даниила

«Имел он правителем над страстями своими разум...»

Самая загадочная и недооцененная фигура русской истории — это младший сын Александра Невского, утверждает фильм, снятый в Свято-Даниловом монастыре. Между прочим, картина получилась на редкость актуальной. Почему? На вопросы корреспондента «Труда» автора фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский» Сергей ДУБИНКИН.

— Так почему эту документальную картину уже называют открытием? Что за тайна долгое время покрывала имя вашего героя?

— Он — святой. Именно это многое объясняет и в том, почему в советские годы его фигура фактически оказалась под грифом «секретно». Да и в сюжете его жизни, которая не поддается обычной логике.

— А что странного в жизни этого человека с позиций обычной логики?

— Сами судите. Он — младший из четырех сыновей Александра Невского. Сиротой остался в раннем возрасте. Братья были не только старше его, но и более воинственны, честолюбивы. Казалось, ему уготована роль аутсайдера. Но именно он оказался успешнее всех. При разделе ему досталось самое малое и скудное княжество — Московское. И он укрепил его, расширил пределы, возвеличил. Причем происходило это в самое тяжелое для Древней Руси время, когда русские находились под ордынским игом. В пору повсеместной разрухи и оскудения Москва поднималась под руководством этого молодого человека. Он ведь и 42 лет не прожил, возглавив княжество в 10-летнем возрасте. А сколько сделал! Расширение и строительство Москвы с первыми ее монастырями, бескровное присоединение Переяславского княжества, городов Коломны, Серпухова, Дмитрова и других, увеличение численности населения в Московском княжестве в пять раз — вот лишь немногое из того, чего добился князь Даниил за столь короткое и неблагоприятное время. Это само по себе невероятно. Но еще удивительнее, как именно это достигалось. Ведь действия его никак не вписывались в жестокие законы того общества.

— Даже сейчас кажется чудом, что Россия вернула Крым без боев и жертв, — что же говорить о временах, когда сила оружия была главным средством в решении территориальных проблем. Как же тогда удавалось побеждать миротворцу?

— Святой князь на практике показал, что милосердие и молитва могут быть сильнее неправды и насилия. Как говорится в его житии, «имел он правителем над страстями своими разум, поставляя единственным правилом всех своих деяний евангельские заповеди и предписуемые ими добродетели». Чаще всего он предпочитал не воевать, а находить согласие, многое решал переговорами. Но мог и за оружие взяться для умиротворения враждующих. Так, в 1295 году он решительно выступил с войском навстречу брату, князю Андрею, который привел с собой чужеземцев. И после противостояния удалось решить дело миром. А, например, в 1300 году, предупреждая вторжение рязанского князя Константина с татарским войском, князь Даниил пошел ему навстречу, разбил противника. Но и тут проявил миролюбие. Взяв в плен князя Константина, содержал его в Москве с почестями, как гостя, пока не был заключен мир.

Так вот, расширение владений князя Даниила становилось результатом не агрессии, а любви, как ни странно это звучит. Все видели, как он любит свой народ, как много жертвует пострадавшим. И его за это любили. Когда умирал бездетный племянник Иоанн Димитриевич, князь Переяславля, то передал свое княжество не по старшинству родства, как тогда полагалось, а именно своему любимому дяде Даниилу. Беспрецедентный по тем временам случай! Старшие попытались вмешаться, но тщетно. Ведь и жители Переяславля желали видеть своим князем Даниила. Присоединение этих земель сделало Московское княжество прообразом будущего объединенного государства. А князь Даниил стал фактически основателем Москвы как центра русских земель, не зря в истории за ним закрепилось имя хозяина Москвы.

— Почему же такая яркая и важная для нашей истории фигура надолго ушла в тень?

— Он был канонизирован русской церковью в 1652 году. А в советские годы святость оказалась под запретом. Роль церкви в истории государства всячески замалчивалась, искажалась. Покушением на идеологические основы считалось бы, например, поставить памятник святому в центре столицы атеистического государства, как этого, конечно, заслуживает князь Даниил. И учебники о нем молчали. Но всему приходит свое время. Вот и наша работа — это первая серьезная попытка воссоздать на экране образ великого исторического деятеля и святого.

P.S. Премьера фильма в ближайшее время состоится на канале «Культура».