НИ КАПЛИ ЗА РУЛЕМ!

Будет ли инспектор ГИБДД в новом тысячелетии отбирать водительские права у нарушителей? За что можно арестовать водителя? Разрешат ли садиться за руль после кружки пива? Ответы на эти и множество других не менее острых вопросов россияне получат после принятия Госдумой нового Административного кодекса. Проблемам водителей в нем посвящена 12-я глава. Документ пока еще только обсуждается, а ужасные слухи вокруг него давно щекочут шоферские нервы...

- Ни Административный кодекс в целом, ни главу о нарушениях правил дорожного движения депутаты в окончательном варианте пока не приняли, - прокомментировал ход думских дебатов заместитель председателя Комитета по государственному строительству Николай Шаклеин. Но кто-то уже начал пугать, что новый закон будет значительно суровее. Судите сами: в действующем сейчас кодексе предусмотрено, что инспектор имеет право изъять водительские права за любое нарушение до уплаты штрафа (не путайте только изъятие с лишением!). В проекте нового кодекса говорится, что изымать права можно будет только в том случае, если в санкциях по конкретному нарушению предусматривается именно лишение прав. Сюда относятся управление автомобилем в состоянии опьянения, выезд на полосу встречного движения, пересечение железнодорожных путей при запрещающем сигнале, превышение скорости более чем на 40 километров больше допустимой, непредоставление преимущественного проезда транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком и звуковым сигналом, нарушение правил перевозки опасных и негабаритных грузов, неподчинение законному требованию сотрудника милиции об остановке транспортного средства, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения...
По словам Николая Шаклеина, в проекте кодекса в 2/3 всех автодорожных нарушений изъятие прав не предусмотрено. А там, где предусмотрено лишение, оно предлагается не как безусловная мера, а как возможная, альтернативная, со штрафом, предупреждением и т.д. И вообще водительские права если и будут изыматься, то в три раза реже, а лишаться - только через суд.
Кстати, некоторое время тому назад шли разговоры о том, что законодатели установят предел опьянения водителя, до достижения которого можно будет не опасаться санкций. Последние известия: никаких норм опьянения ни в промиле, ни в каких иных единицах законодатель решил не вводить. Так что по-прежнему будет сохранено правило: ни капли за рулем!
А вот лишить прав на управление можно будет еще за злостное нарушение правил дорожного движения: если в течение года водитель более четырех раз "прокололся" по группе наиболее опасных нарушений. Состав этой группы будет описан особо, а следить за всем будет компьютер. Заметьте: о талонах предупреждений и прокалывании в них дырок речь не идет.
Николай Шаклеин считает, что законодатели, скорее всего, не остановятся на фиксированных штрафах, а по-прежнему сохранят "вилки", для того чтобы действовал индивидуальный подход - нарушители-то ведь бывают не только злостные, но еще и вынужденные.
Неожиданные решения тоже не исключаются. Например, вполне возможно, что за сильное превышение скоростного режима депутаты назначат кару только в виде штрафов. Правда, очень солидных - как во многих странах мира.
Понятие "принудительная эвакуация автомобиля" законодатели не хотят вводить. А вот задержание транспорта возможно: если автомобиль, например, не имеет госномеров, не зарегистрирован в ГИБДД, отсутствуют документы, пьян водитель... При устранении этих причин автомобиль обязаны владельцу вернуть.
Бурные споры в обществе вызвала такая мера, как арест водителя. Между тем в действующем Административном кодексе такое возможно сразу по трем статьям. А депутаты склоняются оставить только одну: если нарушитель злонамеренно скрылся с места происшествия. Следует отметить, что народные избранники вообще склонны к более щадящему уклону.
Ожидается, что по некоторым статьям главы о ПДД законодатели между собой еще поспорят. Например: надо ли лишать прав за превышение скорости, вводить ли понятие "злостное нарушение", есть ли смысл применять арест даже по одной статье, стоит ли внедрять еще более строгие санкции за грубые нарушения...
А до тех пор, пока пресловутую 12-ю главу парламентарии не утвердят окончательно, никому не стоит категорически заявлять, что "вот за это-то будут наказывать так-то". Николай Шаклеин высказал предположение, что окончательный утвержденный вариант, скорее всего, появится только на следующей неделе. Вот тогда-то мы и узнаем, насколько почтительно относятся народные избранники к своим избирателям-автомобилистам. Тем более, что сегодня ты избранник, а завтра - просто автолюбитель.