НАЗАД К ПАТРИАРХАТУ?

Привычные, расхожие формулы: семья - важнейший социальный институт; семья - ячейка общества; в семье воспитывается будущее поколение. Но теперь все чаще стали говорить о кризисе семьи: сокращается число браков, все больше детей рождается у одиноких матерей, растет число разводов... "Кризиса семьи нет, семья - это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура, - убеждена Ольга ЗДРАВОМЫСЛОВА, социолог, кандидат философских наук. - А если и есть - это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья". С этого начался наш разговор...

- Даже опыт советского времени, когда государство бесцеремонно вмешивалось в дела семьи, показал, каким запасом прочности она обладала. Затрудняли развод, запрещали аборты, а самое главное, власть оказывала моральное, идеологическое давление на супругов. Человек знал: пойдешь на развод - ставь крест на карьере. На партсобрание вызовут, чужие люди со смаком будут копаться в твоем грязном белье, как в той знаменитой песне Александра Галича: "А из зала мне кричат - давай подробности!.."
- Давайте проследим, как в нашем обществе менялась семья, посмотрим, какой она была в прежней России. В начале века Россия - крестьянская страна, значит, и семья в основном была крестьянской?
- Да, привычная, традиционная, патриархальная модель. Муж - хозяин, дети должны слушаться отца - прав он или не прав. Любишь не любишь - живи. Да и сам муж не может ослушаться родителей. Об этом в "Грозе" Островского написано - лучше не скажешь. В хозяйстве есть и мужские, и женские обязанности. Он строит дом, надо - сложит печь, запасет дрова - напилит, наколет. Она стряпает, стирает, шьет, ухаживает за детьми. А их семеро по лавкам - каждый год либо носит, либо кормит. Тяжелый труд, беспросветный быт. В редкие минуты досуга у мужчин и женщин свои интересы, свои компании - он с мужиками за бутылкой, она с соседками на лавочке. К тому же семья эта была вписана в большой родственный клан - без него никуда. Все определено: если сделаешь не так - осудят: баба должна знать свое место, муж бьет - значит, любит. Ни шагу за пределы традиционных отношений - и так из поколения в поколение ...
- Однако, когда уже при советской власти началась индустриализация, эти крестьянские семьи, особенно беднейшие, потянулись в город, и весь уклад жизни изменился?
- Потребовалась рабочая сила на стройках. Беднота стала переезжать в города. Своих домов там, естественно, быть не могло. Селились в общежитиях, по существу, в бараках где-нибудь на московских окраинах, на Магнитке, в Челябинске. Муж получал гроши и не мог обеспечить семью. Жена хотела не хотела, а вынуждена была работать вне дома. Рано начинали трудиться и дети. Но в городской семье их уже не могло быть много. Быта, по существу, не существовало - котелок каши из столовой принесут домой - вот и весь "быт".
Постепенно в этой городской семье женщина стала играть главную роль. Она несла двойную нагрузку - на работе и дома. И волей-неволей брала на себя ответственность за жизнь близких. Это связано и с тем, что часто она оставалась одна и без мужа должна была поднимать детей. Мужчины гибли в коллективизацию, на стройках большой индустрии, их убивали на войне. А потом на женщин обрушилась еще одна страшная беда - мужское пьянство. На кого было положиться, если с работы он приходил, еле держась на ногах? И заработать на жизнь, и обиходить дом, одеть, накормить детей и его "самого" привести в порядок, чтобы завтра хоть на работу мог пойти, - все она, мать. Да и советское законодательство подчеркивало ответственность матери за семью. Алименты - женщине, пособия на детей - женщине. Главное в ней дети и хозяйство, а это женские обязанности. Так считал и муж, да и она сама. (Лишь годы спустя, после перестройки, в Конституции 93-го года появилась статья: отец и мать несут одинаковую ответственность за воспитание детей в семье).
Но с годами все стало меняться. Где-то с шестидесятых...
- С чем это было связано?
- Повысился материальный уровень. Выросла советская интеллигенция. А главное, к образованию потянулись женщины. Это был взрывной процесс. Женщин с высшим образованием стало больше, чем мужчин. Женщины шли работать уже не только ради заработка. Они сознательно выбирали профессию, годами овладевали ею в вузах. У них формировался новый круг общения - студенты, молодые специалисты. Они стали более широко смотреть на мир, на воспитание детей. К тому же в этот период началось распространение контрацептивов - возникла возможность контролировать рождаемость. Естественно, по-иному стали строиться и семейные отношения. Роль матери, оставаясь по-прежнему значительной, совмещалась со множеством других. У женщины появились рабочие и общественные интересы, широкий круг общения, она стала больше читать, интересоваться культурой, и детей уже не только кормит и одевает, но и воспитывает в соответствии со своими представлениями об их будущем.
В прежней семье муж мог опереться на традицию: я зарабатываю, значит, я решаю. Теперь в новой семье, которую социологи называют супружеской, так нельзя. Все проблемы обсуждаются, решения принимаются совместно - и образование детей, и денежные траты, и карьерное продвижение мужа и жены. Тут главное - партнерство, взаимопонимание.
И еще одно. Эта семья выделилась из клана. Они - муж, жена, их дети - самостоятельно отвечают за свою судьбу. Отношения с родственниками определяются такими чувствами, как долг, привязанность. Контролирующая роль попросту исчезла. Современная женщина имеет в семье права, и она от них никогда не откажется. Что еще характерно? В этой семье оба супруга работают не просто и не только ради заработка. Каждый имеет свое любимое дело, свой интерес, думает о профессиональном росте.
Конечно, это не значит, что в 60-е годы все семьи стали такими. Супружеские семьи вырастали из традиционных, и многие еще строили и строят свои отношения так, как было принято раньше. Но новая семья становилась массовым образцом, на который равнялись.
Отношения в семье стали более равноправными, более человечными. Но вместе с тем она потеряла стабильность. Раньше внутрисемейные вопросы просто не обсуждались - все было задано испокон веков. Нравится не нравится - другого не дано. Ты должен приспособиться. И если не вписываешься в привычные отношения, значит, ты какой-то не такой, а устройство правильно. Но вот все изменилось, и прочность семьи зависит только от тебя, от отношений мужа и жены.
- Именно поэтому выросло число разводов?
- Люди стали более требовательными друг к другу в семье. Для них стало важно сохранить именно хорошие отношения, а не просто брак. Если что-то их не устраивает, они - люди самостоятельные, равноправные - смело идут на разрыв. Если в семье есть партнерство, дружба, взаимопонимание - это бесспорная ценность. Если этого нет, дело супругов решать, быть ли им вместе.
- Но вот началась либерализация экономики и всей нашей жизни. И вместе с этим стала меняться шкала семейных ценностей. Четвертый раз на протяжении века российская семья претерпевает коренные изменения...
- Да, постепенно расхожим становится мнение, что общество совершило ошибку: напрасно, мол, мужчин и женщин уравняли, женщины совсем не хотели работать, делать карьеру, традиционно они мечтали заниматься только домом, семьей. Конечно, в этом была и доля лицемерия: женщины хотели работать, они любили свою профессию, но они просто хотели жить по-человечески, не хотели нести двойную нагрузку, взваливать на свои плечи все семейные проблемы. В этих рассуждениях сыграло роль и желание освободить рынок труда от конкуренции женщин. Ведь тогда уже начиналась массовая безработица.
Так или иначе, в обществе подспудно стала вызревать идея: место женщины дома, в семье. Мы спрашивали: если муж зарабатывает достаточно, хотели бы вы не работать, а только заниматься домом? В 80-е годы положительных ответов было всего 5-6 процентов. В 90-х уже треть выбирала не рабочую карьеру, а дом. На поверхность всплыл патриархальный идеал, задавленная тяжестью жизни мечта, которую раньше просто невозможно было воплотить в жизнь. Семья, в которой жена не работает, стала жизненной стратегией многих женщин. Помню, когда в советские годы одна из школьниц написала в сочинении, что мечтает нигде не работать, а иметь пятерых детей, ее попросту подняли на смех. Сейчас это изменилось: не работать - да, но пять детей - о чем вы говорите?
- И, судя по вашим исследованиям, уже много таких семей, где женщина не только не хочет работать, но и может себе позволить сидеть дома?
- Не очень много, но достаточно. Было бы больше, если бы семьи не задавила бедность. Тридцать процентов населения, по данным ВЦИОМ, имеют доходы ниже прожиточного минимума. Женщины с образованием и профессией вынуждены торговать на рынке, "челночить", браться за любое дело, лишь бы заработать на жизнь. Для многих заниматься домом пока несбыточная мечта.
Только не надо думать, что, когда эта мечта становится реальностью, их ожидает безоблачное существование. Представьте, они вместе учились в школе, в вузе, конкурировали на равных. А теперь он идет вперед, добивается успеха, признания. А она? Должна его обслуживать? Готова ли она пожертвовать своей независимостью, своими профессиональными интересами? И может ли он в 25-30 лет полностью содержать семью? Если и может, то ведь понимает, что, сидя дома, она понемногу теряет свой интеллектуальный потенциал. Для него тоже была важна ее работа, он мог с ней обсуждать буквально все. А теперь чувствует: многое ее уже не интересует. Оба мучаются. И чтобы сохранить семью, должны найти компромиссный вариант, который удовлетворил бы обоих.
Тут примешивается еще одно. В наше время и мужчины и женщины ориентированы на успех. Вот говорю с бизнесменом. Охотно рассказывает. Зарабатываю хорошо, жена сидит дома, как она и хотела. Но, думаете, она занимается домашним хозяйством? Нет. Пошла на курсы психологии, и все время пытается мне доказать, что она не хуже меня. Она не хочет отказываться от преимуществ, которые дает положение обеспеченной жены. Но в то же время не удовлетворена, завидует чужому успеху. И создает дополнительные сложности и мужу, и детям, да, наконец, лишает гармонии их отношения.
- Общество заинтересовано в стабильности семьи - это азбука. Меньше одиноких людей, меньше несчастливых. Да и детям несравнимо лучше, когда мама и папа вместе. Может ли оно что-нибудь реально сделать, чтобы семьи стали заметно прочнее?
- Во-первых, разойтись - это не значит не заботиться о детях. Это вопрос совести, воспитания, культуры отношений. А во-вторых, издержки неизбежны - за прогресс надо платить. Когда все подчинено обычаям и традициям, когда человек не имеет возможности проявить свою волю, жизнь может быть проще, но не счастливее. Современная семья сложнее и перед людьми ставит непростые проблемы. Но уж если удается их решить, шансов на гармонию и взаимопонимание гораздо больше. Прошли времена, когда женились в 17 лет и умирали в той же семье. Сейчас появились новые формы отношений - отложенный брак, пробный брак. Люди вместе, у них есть время проверить, подходят ли они друг другу, а потом решать, станет ли их союз семьей. В нынешней жизни несколько браков - это реальность, с которой надо считаться.
А дети? Предстоит посмотреть, какими они вырастают в традиционной и какими в современной семье. Нужны ли нынешнему обществу люди, которые привыкли подчиняться, не рассуждая. Может быть, гораздо ценнее личность, которую с детства не подавляли. Которая выросла в атмосфере уважения, в семье, где все обсуждают, а не принимают, как данность. В новых партнерских семьях воспитывается человек более свободных взглядов, более приспособленный к жизни в гражданском обществе.
Так что, наверное, и нестабильности семьи не надо бояться. Страшно, когда распадаются семьи из-за нищеты, пьянства, когда дети растут беспризорными при живых родителях. Ликвидировать бедность, поднять образование и культуру - важнее всего. И тогда люди сами найдут те формы жизни в семье, при которых она, эта жизнь, станет благополучнее и счастливее.