БЕЗУМНЫЕ ДНИ ПОТОПА

В Ленске теперь говорят о двух периодах: до и после наводнения. Что касается тех дней, когда

В Ленске теперь говорят о двух периодах: до и после наводнения. Что касается тех дней, когда город был во власти паводка, то горожане о них стараются не вспоминать. Хотя и в эти страшные часы жизнь продолжалась. На свет появились десять ленчан: восемь малышей родились в эвакуации в городе Мирном, а еще двое - мальчик и девочка в самом Ленске. И даже свадьбу в городе сыграли. Как раз после первой волны паводка, когда все подумали, что река угомонилась. Однако потом город накрыло еще одной, более мощной холодной волной. Но пока о втором пришествии не знали, Виктор и Виктория захотели узаконить свои отношения. Причем самым торжественным способом. Неля Худякова, заведующая загсом, надела еще влажное праздничное платье. На пол, залитый водой, постелили мокрую ковровую дорожку. А музыканты, чьи инструменты были испорчены, попытались хоть как-то сыграть марш Мендельсона. Получилось не очень похоже, но всем понравилось. Для столь важного события нашлась даже бутылка "шампанского".
А в это время вниз по реке уже уплывали кварталы и улицы. Трагедия пришла в дома жителей. В списке погибших в Ленском улусе - 14 человек. По неофициальным данным, жертв более 40. Шестеро утонули, двое покончили с собой, у кого-то не выдержало сердце... Двое пропали без вести: Мануилов Игорь Владимирович, 1976 года рождения, и Сотников Николай Юрьевич, 1965 года рождения...
...Родителей Николая Сотникова мы встретили на большом пустыре на берегу Лены. Несколько дней назад на этом месте была целая улица Набережная, десятки домов. Теперь - толстый слой вязкой коричневой грязи, заваленный бревнами, досками, мусором. Каждое утро Руфина Николаевна (на снимке) и Юрий Иванович приходят сюда, к тому месту, где стоял их дом - Набережная, 35. Хозяйка сушит картошку, которую муж достает из погреба уже несуществующего жилища.
- Мы пережили в Ленске уже третье наводнение, - рассказывает Руфина Николаевна. - До этого они случались в 1966-м и в 1998-м. Три года назад наш дом пострадал, перекорежило его сильно. Мы с мужем и сыном в нем не смогли жить, ютились в гараже. Николай был еще не женат, работал водителем. В тот день, 14 мая, когда пошла большая вода, муж отправил меня к младшему сыну. А сам с Колей остался сторожить дом. Мы ведь, как и все, не думали, что будет такой страшный потоп... - Женщина прижимает уголок косынки дрожащей рукой к глазам и плачет. Пронизывающий ветер теребит полы ее синего халата.
- ...Вода начала быстро прибывать ночью, утром 15 мая она сломала ворота и ворвалась во двор, - вступает в разговор Юрий Иванович. - Мы с сыном перебрались на крышу летней кухни. Завернулись в одеяла, накрылись полиэтиленом, лежим. Время два часа дня. Вода шла с льдинами, они сметали все на своем пути. Вдруг слышу: два удара. Спрашиваю у Коли, что это, посмотри. Он говорит: холодильник и стиральная машина в воду с крыши упали. Я снова прилег. Сын сидел на краю крыши, курил. Через некоторое время я услышал глухой удар, а потом всплеск. Поднялся, стал звать Колю, а он не отвечает... Поднял одеяло: его нет. Собака наша, Чара, тоже была на крыше, завыла. Я хотел было прыгнуть вниз, но понял, что там уже глубоко. Подтянул лодку за веревку поближе, прыгнул в нее. Но и на лодке передвигаться было невозможно. Вода неслась с бешеной скоростью. Там, где упал Коля, прошла огромная льдина, за ней - вторая. Я звал сына, искал... - У Юрия Ивановича по закопченному от дыма лицу текут слезы, но он продолжает рассказывать тихим, ровным голосом. - Подъехал к гаражу, Чара перебралась ко мне, мы добрались до суши. Я побежал к знакомым, сообщить, что Коля пропал... Сыну 16 мая должно было исполниться 36 лет. Не дожил одного дня.
- Неужели у вас и надежды не осталось на счастливый исход, ведь Николай числится среди без вести пропавших?
- Нет, никакой. Вода была ледяная, долго не продержишься, - Юрий Иванович смотрит в сторону темной реки. - Самое страшное, что и тело его мы до сих пор не нашли. Написал заявление в милицию, постоянно спрашиваю в городском штабе паводковой ситуации, но все тщетно...