ЖУРНАЛИСТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОТСТАВАТЬ ОТ ПОЛИТИКОВ

Благодаря "Году Украины в России" заметно активизировалось сотрудничество двух стран. Отразилось ли это на информационных потоках? Могут ли СМИ влиять на качество отношений? Эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Труда" затронул генеральный директор Укринформа Виктор ЧАМАРА.

- Три "пакета" информации - политической, экономической и культурной - заметно увеличились, - говорит Виктор Чамара. - Много сообщений о встречах президентов, глав правительств, межгосударственных переговорах, подписании документов, различных контактах. В культурной сфере, в спорте тоже налицо возрождение былых творческих связей. Правда, многие события все же остаются "за кадром" - украинские СМИ, и мы в том числе, не всегда поспеваем за ними.
- В чем же причины?
- Прежде всего - кадровые. У нас 12 зарубежных корпунктов, один из них в Москве, но все журналисты, представляющие там Укринформ, работают "по совместительству". В соответствии с постановлением кабинета министров, принятым по нашей инициативе, будем создавать собственные зарубежные корпункты. Уже в прошлом году должны были открыть представительства в России, Бельгии, Германии, США и Польше, но не смогли из-за финансовых проблем. Конечно же, отсутствие корпункта в России при столь развивающихся контактах - это нонсенс. Но ситуацию исправим: в июне откроем его в Москве. Это будет крупное событие. Накануне проведем в российской столице "День Укринформа".
- Экономическая информация, которая приходит из России в Украину, в основном касается проблем сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса. Кажется, что если бы Киев не зависел от Москвы в этой области, то экономических сообщений из России в местных СМИ вообще бы не было...
- Вопрос этот деликатный. Я пытался найти объяснение тому, о чем вы сказали, и пришел к такому выводу: видимо, подобное отношение к теме продиктовано политическими соображениями некоторых журналистов. Но на самом деле "закомплексованность", назовем ее так, именно на ТЭКе - лишь в средствах массовой информации. Ведь тесные, многообразные экономические связи между нашими странами, существовавшие до развала Союза, сохранились на многих направлениях. Возьмите самолетостроение, ракетостроение, приграничное сотрудничество, совместную работу в космической отрасли, в научно-технической сфере. Наверняка можно еще многое перечислить...
- А может, газетчики ожидали большей отдачи от "Года Украины в России"? Отсюда и определенная "закомплексованность"?
- Не согласен. Разве не видно, что сотрудничество активизировалось во всех отраслях, на уровне целых регионов? Вот и сегодня в Харькове проходит заседание правительственных групп с участием руководителей кабинетов министров Украины и России. А вспомните экономический форум, проходивший там же с участием наших президентов. Проблема в том, что, как говорил, наши СМИ иногда не поспевают за событиями либо недооценивают их важности. Есть тут и наша вина. Случается, получаем информацию от источников, не во всем компетентных.
- А что делает Украина для усиления своего информационного присутствия в России?
- Без поддержки государства сложно организовать выпуск варианта своего издания в России. Чтобы "раскрутить", скажем, газету с условным названием "Голос Украины в России", нужен один миллион долларов. Такие деньги можно было бы найти у "новых украинцев", заинтересованных в российском рынке, но пока такой проект осуществить не удается. К сожалению, в Украине за 10 лет независимости так и не принята государственная концепция информационной политики. Правда, проект уже подготовлен.
- Интернет для "выхода в мир" нельзя использовать?
- Для того чтобы все наши ведущие газеты были представлены в Интернете, тоже требуются очень большие деньги. Без финансовой поддержки правительства проблему решить сложно. У Укринформа с 1991 года такой поддержки нет, но тем не менее мы нашли резервы для создания своего портала. В режиме реального времени нашу информацию получают все посольства Украины - они открыты почти в 80 странах.
- А не организовать ли выпуск украинских газет в России дешевым способом, делая вкладки в популярные российские издания, в тот же "Труд"? Выпускать такие "газеты в газете" можно, например, в тех регионах, где в украинских СМИ особенно нуждаются.
- Любопытная идея. Думаю, она заинтересует и наш Мининформ.