ПУТЬ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ

- Ваше Высокопреосвященство! Меня как члена Русской православной церкви и человека,

- Ваше Высокопреосвященство! Меня как члена Русской православной церкви и человека, принимающего участие в приходской жизни, волнует такой вопрос: почему Священноначалие не предпринимает действенные меры по более строгому отбору кадров и отсечению от служения людей необразованных, фанатичных и узкомыслящих?
(Алексей Трубченков, Санкт-Петербург.)
- В церковной жизни есть недостатки, отрицать этого нельзя. Нами, пастырями, не всегда исполняется заповедь апостола Павла: "Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12). Впрочем, не надо забывать, что недостатки священнослужителей проявляют ту же греховную помраченность человеческой природы, которая не в меньшей, а иногда в большей степени свойственна мирянам, даже самым интеллигентным и образованным. Это относится и к нетерпимости, и к нежеланию выслушать другого.
Еще недавно приходилось - почти в качестве нормы, да нередко и сегодня приходится рукополагать людей, не прошедших духовную школу и недостаточно опытных. Сейчас выдвинуто требование, чтобы ставленник обязательно имел семинарное образование. Более того, наша перспективная задача - поднять уровень семинарий до стандарта высшего гуманитарного образования, признаваемого таковым со стороны государства. Но все же главное для священника - сочетать знания с духовным опытом и мудростью, а рассудительность - с любовью.
- Один из пагубных пороков, наступающих на наше общество, - это наркотики. Что по этому поводу думает Церковь понятно, а какие-то действия есть ли? И еще: является ли смерть в результате смертельной передозировки самоубийством?
(Роман Смелков, Московская область.)
- К сожалению, это так может толковаться. Хотя в отличие от самоубийцы, за редчайшим исключением, наркоман не желает себе смерти. Я знаю, что некоторые священники отказываются отпевать наркоманов, которые умерли от передозировки. Борясь с наркоманией, Церковь использует те средства, которые ей свойственны. Это убеждение, молитвы, христианское нравственное воспитание. В рамках этих возможностей мы пытаемся действовать, но опыт показывает, что этого недостаточно. Наркотическая зависимость столь сильна, она так парализует нервную систему, что добиться поворота только внушением и духовной беседой невозможно. Мы неоднократно предлагали и продолжаем предлагать соединить усилия медиков и священнослужителей. В отдельности и врачебные средства не всегда эффективны. Необходимо создать систему реабилитации, которая сочетала бы терапевтическое лечение с духовным воздействием на человека. Для того чтобы такие реабилитационные центры были созданы, нужно ясно договориться о том, как они будут функционировать, как финансироваться. Важно обеспечить соответствующий уровень жизни пациентов в этих центрах. Чтобы не погубить идею, нужно договориться с государством или с соответствующими благотворительными организациями о решении многих вопросов перед тем, как начинать эти проекты.
- Что в богословском смысле означает понятие "грех народа", который "народом нашим не раскаян"? Задаю вопрос в связи с расплывчатым смыслом этих штампов, которые фигурируют в разного рода церковных документах. Откуда в Церкви появилось это учение о покаянии за сродников?
(Дмитрий Русанов, Краснодарский край.)
- Действительно, в Церкви известно только личное покаяние. Но не стоит забывать и о том, что после отпадения от Бога все люди стали носителями первородного греха и одинаково требовали духовного исцеления, принесенного Господом Иисусом. Апостол Павел пишет о грехопадении Адама: "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, ... потому что в нем все согрешили" (Рим. 5. 12). Греховная атмосфера, сложившаяся в семье, коллективе, обществе, неизбежно влияет на отдельного члена. И здесь мы должны вспомнить, что покаяние есть не только исповедание грехов, но и исправление жизни, которое всегда легче совершить сообща, чем поодиночке. Более того: многие считают, что народ, оформленный в государство, представляет собой отдельный субъект истории. Вероятно, он, как и личность, подвержен историческим ошибкам и преступлениям перед Богом. А значит, может и исправлять пред Ним свои пути.
Впрочем, из этого не следует, что надо устанавливать новые "коллективные" формы покаяния, заменяющие собой церковное Таинство. Каждый человек, в том числе совершители государственных злодеяний, несут за них личную ответственность перед Богом. На Страшном Суде они не спрячутся от нее за лозунгом "всенародного раскаяния". В то же время своими преступлениями они внесли в народ огромный соблазн, разделив его на десятилетия, исказив его историческую волю. Реальные положительные изменения в нашей жизни могут произойти только тогда, когда каждый из нас и все мы осознаем совершенные преступления и неправды, а затем преодолеем их последствия, духовно и нравственно возрождая Россию. Это и будет истинным покаянием народа.