ЗАПОВЕДНЫЙ КУШ

Заповедники сегодня - на положении бедных родственников. А с бедными, как известно, особенно не церемонятся. Наглядный пример - настойчивые попытки правительства Адыгеи получить в свое безраздельное распоряжение Лагонакское нагорье, которое входит в состав Кавказского биосферного заповедника.

В декабре прошлого года кабинет министров Республики Адыгеи издал уникальное в своем роде постановление. Смысл его сводится к тому, чтобы забрать у заповедника 20 тысяч гектаров земли и построить здесь горнолыжный комплекс. Примечательно, что именно таким образом местные чиновники собираются добиться "сохранения биологического разнообразия" и поддерживать Фишт-Оштенский массив и высокогорное плато Лагонаки в "естественном состоянии". Видимо, горные склоны без аляповатых подъемников кажутся им неестественными.
О том, что закон не позволяет изымать земли заповедников не только региональным, но и федеральным властям, в кавказской республике, похоже, забыли. Между тем Лагонакское нагорье - уникальный уголок природы, объект внимания ЮНЕСКО.
- Здесь произрастает 765 видов растений, - рассказывает старший научный сотрудник заповедника, кандидат биологических наук Петр Тильба, - многие из них нигде больше на планете не встречаются. Даже незначительное вмешательство может повлечь непоправимые последствия для ранимой флоры. Ничего хорошего не принесет горнолыжный комплекс и обитающим в этих местах медведям, сернам, зубрам, леопардам. Пострадают краснокнижные виды птиц: беркуты, бородачи, белые сипы. Однако когда речь идет о больших деньгах, доводы вроде "птичку жалко" облеченным властью людям кажутся малоубедительными. Правительство и президент Адыгеи Хазрет Совмен через "ручную" прессу пытается убедить жителей, что строительство горнолыжного комплекса поможет решить экономические затруднения республики.
Сложностей хватает. Сельское хозяйство в кризисе. Большинство ценных лесов вырублено. Промышленность развита слабо. Давно поговаривают о таком резерве, как туризм. Благо предпосылки налицо. Пейзажи Адыгеи живописны. Одних только памятников природы - более трех десятков. И самые радикальные представители экологической общественности не против развития туризма даже в заповедных местах. Но туризм бывает разный.
- Примерно две трети территории плато Лагонаки не пострадают от так называемых "мягких" форм туризма, в особенности пешеходного, - считает бывший директор Кавказского биосферного заповедника Валерий Бриних. - Кроме того, местность идеально подходит для проведения соревнований, к примеру, по биатлону - российского и мирового масштаба.
- Мы даже не против того, чтобы отдать не очень ценные для исследований горные склоны под лыжные трассы, - говорит начальник Майкопского отделения заповедника Николай Ескин. - Принципиальное условие экологов одно: не строить на заповедных землях туристических комплексов.
А именно этого добивается правительство Адыгеи. Планы по освоению плато Лагонаки, как у нас водится, грандиозные. По замыслу минэкономразвития республики, на относительно небольшой площади должно разместиться больше 20 туристических объектов: отели, кемпинги, комплексы на сотни мест. Последствия такой "гигантомании" могут быть катастрофическими.
- Если чиновники не хотят подумать о природе, пусть подумают о людях, - рассуждает Валерий Бриних. - На Лагонаках берут начало реки, дающие воду половине республики, в том числе ее столице - Майкопу. На примере Красной поляны видно, что грязные стоки из туркомплексов сбрасываются без всякой очистки. То же будет и здесь. Качество питьевой воды резко ухудшится. Кроме того, карст, из которого состоят наши горы, способен преподносить "сюрпризы". Время от времени в карстовых породах образуются пустоты, куда могут рухнуть и те же многоэтажные отели и турприюты.
Теперь насчет главного аргумента чиновников. Может быть, строительство современного горнолыжного курорта действительно поможет вывести экономику Адыгеи из кризиса?
- Если использовать Лагонакское нагорье так, как предлагает республиканское правительство, оно очень скоро потеряет не только научную, но и вообще какую-либо ценность, - убежден Николай Ескин. - Даже незначительное повреждение почвы на плато приводит к сильной эрозии. Буквально через несколько лет туристы перестанут приезжать сюда, поскольку "ресурс привлекательности" этих мест будет исчерпан.
По мнению председателя Социально-экологического союза Западного Кавказа Андрея Рудомахи, горнолыжный курорт - не единственная цель правительства Адыгеи. "Если плато Лагонаки потеряет заповедный статус, будут созданы предпосылки для строительства дороги Майкоп - Дагомыс. Идея этого проекта давно владеет умами местных чиновников",- рассказывает Андрей. А многие специалисты считают, что, если такая автотрасса будет проложена, она станет "дорогой смерти" для Лагонак.
Нынешний "наезд" на заповедные земли не первый. В 2001 году адыгейские власти уже пытались оспорить законность правовых актов, на основании которых заповедник владеет Лагонакским нагорьем. Судебное разбирательство продолжалось почти полгода. Тогда экологам удалось одержать победу. Но с той поры многое изменилось.
Не секрет, что Министерство природных ресурсов (МПР) России вело в свое время странную политику по отношению к особо охраняемым природным территориям.
- До последнего времени из министерства приходили двусмысленные предписания, - рассказывает один из сотрудников заповедника. - Нас подталкивали к тому, чтобы добровольно отказаться от Лагонакского нагорья. Позиция нового руководства МПР нам пока не ясна.
Чем закончится сегодняшний этап борьбы за 20 тысяч заповедных гектаров, сегодня не может сказать никто. Кабинет министров Адыгеи затягивает судебное разбирательство. За четыре месяца с момента подачи иска майкопским отделением ВООП арбитражный суд республики еще не приступил к рассмотрению дела по существу. Между тем полным ходом идет прокладка ЛЭП и реконструкция старой дороги в направлении Лагонак.
Если отторжение заповедных земель будет узаконено, это создаст опасный прецедент не только для здешних мест, для Кавказа, а и для всех особо охраняемых природных территорий России.