ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Как мы уже рассказывали в "Труде", шесть дней речники Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота (РЭБ) не уводили суда с фарватера Лены, перегородив сразу в двух местах - у Киренска и Алексеевска.

Решиться на такую крайнюю меру их вынудило не только многомесячное отсутствие зарплаты. Речники с декабря писали во все инстанции, включая правительство: обманом уводят флот с Лены и распродают. Только с Киренской базы новое руководство продало 14 судов класса "река-море"! Но никто этих сигналов бедствия не услышал или не захотел принять.
Тогда речники перегородили кораблями Лену - стали "шлагбаумами" на пути северного завоза, который в этих краях начинался обязательно по большой воде. Такой SOS сработал. В Киренск - "расчищать фарватер" - полетели делегации из Якутии, Иркутска, Москвы... Капитаны поставили условие: если не выполнят их требования о замене нерадивых директоров двух баз, то... не будет северного завоза. Их настрой не смягчило даже то, что в авральном порядке всем матросам, мотористам, механикам были выплачены многомесячные долги по зарплате. А когда прокурорские работники припугнули капитанов, что возбудят против них уголовные дела "по факту блокирования транспортных коммуникаций", совет капитанов немедленно парировал: в ответ вы получите 70 заявлений об увольнении по собственному желанию - от всех капитанов Киренска и Алексеевска.
Сейчас фарватер свободен. Условия капитанов вроде бы выполнены: и гендиректор ОАО "Киренская РЭБ флота" Александр Артамонов, и вслед за ним исполняющий обязанности гендиректора "Алексеевской РЭБ" Геннадий Некрасов написали заявления о добровольной сдаче своих полномочий. Одной из причин, заставивших руководство баз уйти в отставку, стало предъявление им обвинений в незаконных задержках выплат заработной платы и в незаконном отчуждении судов.
Если бы многочисленные инстанции, куда речники обращались за помощью, захотели разобраться в зреющем конфликте, может, не дошло бы дело до протеста. Но никто не желал вникать в суть происходящего. Ведь фактически ленским флотом "руководит" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, в чьем распоряжении 51 процент акций обеих РЭБ. В общем, чиновники сами довели ситуацию до крайности.
По словам депутата Госдумы РФ Сергея Дубровина, лишь после вмешательства министра экономического развития и торговли РФ Г. Грефа дело сдвинулось с мертвой точки: федеральное агентство наконец решило провести "проверку правомерности сделок по отчуждению имущества, произведенных исполнительными органами акционерных обществ". Это давно пора было сделать. Эти "сделки" привели к тому, что за 15 месяцев устойчиво работающее предприятие пришло к финансовому краху. За 2003 год убытки Киренской РЭБ флота составили более 150 миллионов рублей. А нет зарплаты - нет и налогов. Во всем северном районе обострилась обстановка. В акции протеста принимали участие 1,5 тысячи человек. Жизнь речников на Лене с рождения связана с рекой и работой. В отличие от московских залетных директоров (которые не здорово пекутся о государственных интересах) у них душа болит, когда суда уходят на сторону.