МОСКОВСКОЕ ДЕЖА ВЮ

"22 мая в 21.00 вследствие поражения трансформатора на подстанции "Бескудниково" произошло возгорание масла. Временно прекратилось энергоснабжение ряда жилых домов, организаций и промышленных предприятий в северных и северо-западных районах Москвы. Поврежденный трансформатор находился в эксплуатации с 1956 года и уже дважды выработал нормативные сроки".

Стоп! Нет, это не ошибка - это выдержка из новостного сообщения двухлетней давности. Полуторачасовое отключение электроэнергии в один из майских вечеров 2003 года вызвало большой переполох в прессе. Чиновники правительства Москвы выступили с громкими заявлениями, обвиняя в случившемся "неэффективный" менеджмент "Мосэнерго".
Спустя два года мы стали свидетелями пожара на трансформаторной подстанции "Чагино", эксплуатирующейся с 1964 года, - обвинения в адрес энергетиков дублируются вплоть до знаков препинания. Нынешнее отключение электроэнергии парализовало половину города и затронуло смежные регионы. Но случись такое зимой, последствия пришлось бы устранять неделями, не говоря уже о том, что все бы замерзли. Кто-то может посчитать эти прогнозы досужими страшилками, но цифры говорят сами за себя: только на крупных питающих центрах "Мосэнерго" в 2003 году произошло 28 отключений. Сегодня более 35 процентов кабельных сетей работают уже больше тридцати лет, 40 процентов оборудования на подстанциях изношено полностью. Бум жилищного строительства в Москве и области обостряет дефицит энергомощностей, среди которых сети как раз и являются самым слабым звеном.
Вряд ли кадровые рокировки и усиление контроля изменят ситуацию. Очевидно, что организационными пертурбациями трансформаторы полувековой давности не заменишь - требует модернизации более 50 процентов оборудования столичной энергосистемы. Нынешние ресурсы "Мосэнерго" позволяют привести в порядок то, что сегодня рискует вспыхнуть или взорваться, только лишь в течение 12 лет. Заявки столичных энергетиков на приведение энерготарифов в соответствие с требованиями технического обновления не находят понимания у регулирующих органов. Реформа электроэнергетики, одной из главных целей которой был объявлен приток инвестиций в отрасль для ее скорейшего технического перевооружения, продвигается крайне медленно. Остается только гадать, какие изощренные фразы посыплются из уст политиков, если подобная авария повторится в холодное время года. Думается, что им все же придется вместо вопроса "кто виноват?" попытаться ответить на вопрос "что делать?".