21 августа 2017г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 59.36   € 69.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УСАТЫЙ НЯНЬ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 01 Июня 2007г.
Он снял обласканные фестивалями и зрительским вниманием картины "Усатый нянь", "Шла собака по роялю", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Мио, мой Мио", "Маленькая принцесса"... Недавно Грамматиков представил киновариант своего детского проекта "Сибирочка", поставленного по сентиментальной повести полузабытой дореволюционной писательницы Лидии Чарской. Вскоре этот фильм выйдет в широкий прокат. А сегодня режиссер отмечает свое 65-летие.

- Владимир Александрович, вы больше известны как режиссер детского кино, и так совпало, что родились в День защиты детей...
- Я должен был появиться на свет в мае. А по народному поверью считается: кто родился в мае, тот всю жизнь будет маяться. Поэтому моя мама сдерживалась изо всех сил. И я родился 1 июня в три часа утра. До сих пор не устаю благодарить маму за все. Считаю, что жизнь моя сложилась счастливо. У меня два сына и четыре внука. Все в добром здравии и живем мы в любви и согласии.
- В детстве вы чувствовали себя защищенным?
- В те послевоенные годы семья была и защитой, и крепостью. Я не ходил в детский сад, в пионерлагерь не ездил. Я рос в семье, где мама, талантливая оперная певица, отдала себя воспитанию детей. Между прочим, у меня два брата и две сестры. Каким-то чудом мама находила время обласкать каждого из нас.
Самым сильным воспоминанием был переезд из Свердловска в Москву, куда в 1947-м перевели отца. Мама все распродала, оставив только корову и пианино, и мы в товарном вагоне две недели добирались до столицы. Откуда корова? Во время войны многодетным ответственным работникам выдали по корове - своеобразный кремлевский паек. Под мерный перестук колес мама играла ноктюрны Шопена. Нас пересортировывали, цепляя то к одному составу, то к другому. Когда поезд останавливался, мы выпрыгивали под откос и спешили нарвать в картонную коробку травы для буренки. Запомнились сумрачные эшелоны, которые шли в обратную сторону. Через зарешеченные окошечки чернели изможденные лица мужчин. К нам под ноги бросали записки. Там были примерно такие тексты: я такой-то, передайте семье, что жив. Мать запрещала нам поднимать эти бумажки, даже била по рукам с отчаянья. Там же кругом конвоиры стояли с собаками. Она за нас жутко боялась.
В Москву мы попали не сразу. Сначала полтора года прожили в Подмосковье на Клязьме. Время было голодное. Мы, дети, воровали у коровы жмых - прессованные семечки, из которых выжали масло. Мама запрещала нам это кушать. Во влажной среде жмых разбухал, и мы ходили с раздувшимися животами. Недавно в Ростове пробовал жмых на масленом заводе. В детстве было вкуснее...
- Говорят, после войны было меньше беспризорников, чем в 90-е...
- Убежден, что меньше. Те, кто потерял родителей, жили в других семьях. Сейчас в бегах два с половиной миллиона несовершеннолетних. Почему? Думаю, все дело в разрушении семейных устоев. Когда жили кучно, в коммуналках, то присматривали друг за другом. Хоть в нищете, но в любви и согласии. А когда все разъехались по микрорайонам, старики оказались брошенными, а дети безнадзорными. Сказку на ночь и то некому почитать.
В наших семьях жил традиционно русский уклад в отношениях между поколениями. Сейчас нередко можно услышать: мой малыш такой самостоятельный! А я не понимаю, чем тут гордиться? Ведь это брошенный ребенок. Он после школы не только сам себе разогревает котлеты из холодильника, но и распоряжается своим свободным временем. Как правило, ничего хорошего из этого не получается. Вы заметили, что московские дворы опустели? А ведь мое детство - это пространство двора да еще сарай, чердак, черный ход, подвал. Целый мир. Из школы пришел, уроки сделал - и во двор. Футбол, хоккей, прятки и все, что только придумает детская фантазия. Сейчас дворы другие. Даже мамаш с колясками и тех мало. Куда дети делись? Очевидно, сидят, уткнувшись в компьютеры.
Как быть? Чем помочь? Сейчас в семьях работают и папа, и мама. Платят так мало, что отец в одиночку не в состоянии содержать семью. Он не может сказать жене: Маруся, занимайся домом. Другое дело, что сама Маруся уже этого не хочет. В современном обществе почему-то считается неприличным вести домашнее хозяйство. А государство только в последнее время сделало легкий разворот в сторону семьи. В то же время в Госдуме депутаты в панике: в России смертность превышает рождаемость, вот-вот грянет демографическая катастрофа. Уповают на многодетных китайцев, турок, народы Кавказа и Азии, которые будут за нас сеять, строить, торговать. Мы во всем утратили чувство меры.
- А при советской власти оно было?
- Там была другая крайность - страх. Если в 50 - 80-е ребенок убегал из семьи, родителей "песочили" по первое число во всех инстанциях. Сейчас ребенок исчезает, и никто его не хватится, поскольку люди даже не знают, кто живет в соседней квартире.
- Ваши родители поддерживали стремление сына к искусству?
- В 60-е в моде были трудовые династии. Отец был связан с угольной промышленностью. Мои брат и сестра окончили горный институт. Старший брат получил высшее строительное образование. А я пошел в технический вуз, но на втором курсе заявил отцу, что перехожу учиться в ГИТИС. Он был в шоке. Потом сказал: "Окончи свой вуз, и тогда хоть в клоуны". Но я его ослушался. И мы рассорились. Первую мою картину "Усатый нянь" отец принял прохладно, а вот картина "Шла собака по роялю" ему понравилась. На премьере он меня обнял: "Прости, Володя, ты был прав". У него был настоящий мужской характер: свои ошибки признавал. Но сколько для этого понадобилось времени? Больше восьми лет...
- Александр Митта как-то заявил: то время, что он снимал детское кино, считает проведенным на каторге: дети-актеры быстро устают, их внимание трудно удерживать. У вас такого ощущения никогда не возникало?
- Я понимаю Сашу. Работа с детьми требует от режиссера особых затрат энергии. Я сейчас сделал сериал "Горыныч и Виктория" с Володей Ильиным, Людмилой Гурченко, Лией Ахеджаковой, Игорем Ясуловичем и Альбертом Филозовым. Какое удовольствие работать с хорошими актерами, которые все понимают с полуслова. С маленькими детьми, конечно, сложнее, но зато они способны передавать необыкновенно искренние чувства. Самый проблемный возраст - это подростки. Зона высокого напряжения. Им нельзя врать и огульно критиковать, дескать, вы проститутки, наркоманы, не давая совета, как вырваться из неблагоприятной среды. Разговор о подростковых проблемах нужно облекать в занимательную и близкую им форму.
- Сейчас поднята большая шумиха вокруг американского мультика "Шрек-3". Как вы относитесь к таким вот детским сказкам, основанным на штампах голливудского кино для взрослых?
- Как бы я ни относился, но мои внуки смотрят это с интересом и все намеки "считывают". Но нельзя просто запретить "Шрек". Нужно создавать альтернативу, что-то свое. Попытки есть. "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Князь Владимир", "Карлик Нос"... На основе популярных мультфильмов сегодня формируют компьютерные игры, приносящие их производителям и дистрибьюторам баснословные доходы. Эта отрасль нами проиграна Западу вчистую, нас туда не пускают. Российские дети играют западными персонажами. Все вроде бы условно, но с очень серьезной подоплекой и последствиями. Поэтому нам с Западом конкурировать нужно. Пусть это будут кулачные бои Ильи Муромца или взгляд из танка Т-34 на Сталинградскую битву. Наши персонажи должны биться и побеждать. На этом построены все игры.
- А внуки смотрят ваши фильмы?
- Никита любит "Мио, мой Мио". Федька и Иван обожают "Маленькую принцессу" - фильм, куда я вложил много личных переживаний. Там говорится о человеческом достоинстве. Это не гордыня. Это другое. Со взрослыми такой разговор затевать почти бессмысленно. Особенно сейчас, когда словосочетание "человеческое достоинство" уже малоупотребимо, люди даже переспрашивают: "Что-что вы сказали?" Об этом есть смысл говорить с нашими детьми, личности которых еще только формируются.
- Как вам удается, несмотря на годы, оставаться в хорошем тонусе?
- Я делаю только то, что мне интересно. Это касается и отношений с друзьями, которых уже немного осталось, с коллегами. Избегаю зависти, она испепеляет. Не скажу, что я совершенен. Наверное, я многих обидел в этой жизни, и поступки совершал не всегда красивые. Но я никогда не лукавлю, не верчусь, не приспосабливаюсь. Искренне радуюсь успехам других. Честное слово. Когда смотрю хорошее кино, настроение поднимается на целый день.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?