ОЧНУЛСЯ - ГИПС. И РАЗБИТОЕ АВТО

Сон за рулем - самая частая причина ДТП для мужчин в Европе. Каждая пятая авария у шведов происходит именно из-за засыпания водителя. Поэтому шведские инженеры (Государственный институт исследования дорог и транспорта) уже завершили испытания устройства против сна, которое скоро станет обязательным для шведских автомобилистов. Спят ли российские водители за рулем, выяснял наш спецкор.

- Я вернулся из армии в 1996 году, из погранвойск, - рассказывает "Труду" инвалид первой группы Сергей Орхипенко. - Отец по случаю подарил мне "Сааб". Я посадил друзей и поехал в Крым. Через 500 километров начало клонить в сон. Я еще подумал, что у "тихого" автомобиля свои минусы. Открыл окно, чтобы не заснуть. И все-таки заснул, всего на долю секунды. Автомобиль потерял управление и слетел с дороги. Слава Богу, трое моих друзей здоровы. А я, после года операции и реабилитации, остался парализован, в инвалидном кресле. Диагноз - перелом 4-го шейного позвонка.
МАШИНА СМЕРТИ
В отличие от Швеции, и вообще Европы, в России сон за рулем - не главная причина ДТП. Главными старший сотрудник департамента обеспечения безопасности дорожного движения, полковник Владимир Шевченко называет: выезд на встречную, нарушение скоростного режима и пьяные за рулем. Всего за прошедший год на наших дорогах произошло 230 тысяч аварий, в которых погибло 33 тысячи человек.
Хотя и не в первую очередь, но засыпание за рулем тоже внесло вклад в эту цифру. Сколько именно процентов, неизвестно. Официально не известно и сколько погибших по причине несвоевременного сна.
Попробуем посчитать самостоятельно, очень приблизительно. В России ежегодно, на каждый миллион населения прибавляется 50 больных с переломом позвоночника. Половина этих травм - следствие автомобильных аварий. Около половины из последних - по причине засыпания за рулем. То есть, не считая погибших и отделавшихся переломами конечностей, 1,5-2 тысячи россиян в год навсегда остаются прикованными к инвалидному креслу из-за того, что вели автомобиль в состоянии чрезмерной усталости, потеряли контроль над собой и заснули. Среди 50 миллионов водителей страны это каждый тридцатитысячный. Один на микрорайон. С одной стороны, немного. С другой - не дай вам Бог.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДТП
Если вы думаете, что хуже перелома позвоночника ничего нет, вы ошибаетесь. С перелома неприятности только начинаются. Потом первые 2-5 недель больной висит между жизнью и смертью в реанимации.
- Представьте себе кабель АТС, в котором несколько сотен проводов, - рассказывает один из лучших нейрохирургов-спинальников России, заведующий спинального отделения 67-й больницы Дмитрий Дзукаев. - В человеческом спинном мозге подобных проводов (нервных проводников - аксонов) во много раз больше. Когда позвоночник ломается, спинной мозг (кабель с проводами - "Т") оказывается в состоянии компрессии. Часто внутри спинного мозга остаются осколки позвонков. Сразу оперировать нельзя - надо ждать, когда начнет сходить отечность. Большинство нервных волокон спинного мозга за это время прерывается. Мы оперируем как только появляется достойный шанс на успех, но спасти движение в ногах после такой травмы медицина пока не в состоянии.
Но и это не все. Как удалось выяснить "Труду", лечение и реабилитация после перелома позвоночника очень дорого стоят. Врачам в реанимации надо платить, чтобы до операции осуществляли неусыпный надзор (капельницы, дыхательный аппарат и пр.). Титановые скобы для восстановления позвоночника (ремонтный набор) обходятся в несколько тысяч евро. Работа врача, уход в палате, массаж и прочее.
В итоге после операции и года реабилитации, истратив все финансовые ресурсы, получаем человека в инвалидной коляске. Если перелом был на уровне спины, парализованы только ноги и тазовые органы, а "верх" остается полностью здоровым. Если перелом произошел на уровне шеи, остается движение в плечах, локтях и голове. Необходим постоянный уход, дорогостоящие лекарства против инфекций мочевого пузыря. Для справки: хорошая уличная коляска (с рычагами) немецкой фирмы "Майра" стоит 6 тысяч евро, и прочее, и прочее... Съездов из подъезда на улицу у нас в отличие от Европы нигде нет. Инфраструктура города (пробки на дорогах и толпа в общественном транспорте) здоровых-то людей со света пытается сжить, не то что инвалида поддержать.
СПАТЬ НАДО ДОМА
Чтобы неприятностей избежать, шведы как раз заказали, изобрели, испытали и берут на вооружение прибор против засыпания за рулем. Техника будет контролировать глаза водителя. Как только движения глаз станут медленнее допустимого, на водителя окажут давление: физически (автомобиль начнет вибрировать), акустически (из динамиков вырвется голос) и психологически (голос начнет рассказывать ужасы про последствия засыпания за рулем). У нас такие приборы, наверное, не появятся никогда. Поэтому просто не садитесь за руль уставшими - не стоит оно того!