СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ ПИТЕРСКОЙ "ОБОРОНКИ"

Знатоки военно-морского дела, побывавшие в эти дни на выставках Первого международного военно-морского салона IMDS 2003 в Санкт-Петербурге, утверждают, что данное мероприятие по своей представительности и масштабу не уступает крупнейшим судостроительным выставкам мира. В нем приняли участие более 250 российских и свыше 50 зарубежных предприятий отрасли. Символично, что первая выставка проводилась в год 300-летия Санкт-Петербурга и старейшего в России Балтийского флота.

В Петербурге расположено примерно 200 предприятий оборонной промышленности, представлены практически все направления отрасли. В свое время в работе на предприятиях военно-промышленного комплекса была задействована чуть ли не половина работающего населения города. Однако переход к политике мирного сосуществования держав, провозглашенный перестроечными лидерами, начавшаяся конверсия, а затем период "дикого" капитализма, естественно, надломили оборонную промышленность.
Но, как ни странно, ВПК удалось не только выжить, но и модернизироваться. Специалисты прогнозируют, что в ближайшие 2-3 года в питерской оборонке ситуация стабилизируется в первую очередь за счет развития судостроения. Здесь сосредоточено почти 70 процентов научного потенциала отрасли и до 35 процентов судостроительных производственных мощностей России. В этом смысле Санкт-Петербург можно смело назвать не только культурной, но и судостроительной столицей.
Есть в идее развития судостроения один немаловажный момент. Дело в том, что у судостроителей объем собственных работ составляет только 20 - 25 процентов. И если оживляются работы на верфях, неизбежно начинается бурное шевеление и в смежных отраслях. Появляются заказы у судостроителей - значит будут при деле и многие другие. Известно, что с появлением одного рабочего места в судостроении возникает четыре рабочих места в других отраслях.
По словам председателя Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, первого заместителя министра экономразвития и торговли Михаила Дмитриева, "в прошлом году морская составляющая в общем объеме экспортных поставок равнялась примерно 19 процентам. В этом году она будет существенно больше. Уже сейчас она превысила 40 процентов".
Сейчас именно судостроители имеют наибольшее количество экспортных заказов. В настоящее время на верфях Петербурга строятся несколько военных кораблей для Китая, Индии. В эти дни индийские военно-морские силы получили свой заказ - фрегат "Тришул" (Trishul), второй из трех построенных на Балтийском заводе боевых кораблей.
Открывшийся 25 июня петербургский военно-морской салон привлек серьезное внимание и греческой стороны.
Россия вот уже который год успешно торгует с Грецией, которая тратит на российское оружие 10 процентов своего военного бюджета. На вооружении греков стоят, если верить греческой газете "Неа" годичной давности, 31 батарея ракет "земля - воздух" "Тор-М1" стоимостью 750 млн. долл., 20 ракетных систем "Оса" (120 млн. долл.), две батареи ракет С-300 (200 млн. долл.), два десантных корабля на воздушной подушке класса "Зубр" (еще 200 млн. долл.).
И это при том, что Греция - член НАТО, и было бы логично, если бы она покупала оружие в странах альянса, прежде всего в США. Она покупает и там, но в последнее время отдает предпочтение России.
В дни проведения военно-морского салона министр обороны Греции Янос Папандониу посетил санкт-петербургское кораблестроительное предприятие "Алмаз" и встретился с полпредом президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Кстати, именно нынешний полпред в СЗФО Валентина Матвиенко в бытность послом России в Афинах, по свидетельству бывшего главы МИДа Евгения Примакова, приложила максимальные усилия для установления плодотворных двусторонних российско-греческих отношений, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества. "С подачи Матвиенко" конец 90-х годов можно считать началом бурного экспорта российского оружия в Грецию. После официального подписания контракта между Россией и Грецией о поставках потомкам эллинов наших зенитных комплексов на 100 миллионов долларов стало известно, что она сыграла одну из решающих ролей в пробивании этой идеи в натовской стране.
Зная лоббистские способности полпреда в СЗФО, нетрудно предположить, что и нынешняя встреча с министром обороны Греции Я. Папандониу тоже не прошла даром. Матвиенко уже обсудила "вопросы строительства кораблей на предприятиях СЗФО" и возможности "эффективного продвижения продукции оборонных предприятий СЗФО на мировой рынок" с генеральным директором ФГУП "Рособоронэкспорт" Андреем Бельяниновым. Как сообщил после встречи с Матвиенко греческий министр, речь шла о возможности новых заказов. По словам Папандониу, греческая сторона очень довольна нашим продуктом: "Российское вооружение, в том числе и корабли "Зубр", которые выпускаются на петербургском заводе, очень качественные", - заявил министр.
По версии директора Российского агентства по судостроению Владимира Поспелова, заключения контрактов по разным направлениям можно будет ожидать уже через 2-3 месяца после салона.