ОНА НЕ ЗНАЛА СЛОВ "МАКИЯЖ" И "ФЛИРТ"

Легенды о ней рождались при ее жизни. В Голливуде она была с самого начала "не как все". Первый предложенный ей контракт она, 18-летняя, отвергла, хотя он исходил от могущественной студии "Парамаунт пикчерс". А когда вскоре после этого пришло предложение от "RKO Pictures", она потребовала 1500 долларов в неделю - неслыханный гонорар для актрисы в то время. Студия в конце концов согласилась: Кэтрин Хепбэрн успела уже сделать на Бродвее такое имя, что могла ставить условия.

Так в 1930 году началась ее голливудская карьера. Она снялась в 53 полнометражных фильмах, став бесспорной некоронованной королевой целлулоидного мира грез: Хепбэрн получила четыре "Оскара" - больше, чем кто-либо из ее коллег, и 12 номинаций на эту высшую награду - тоже больше всех. Но что удивительнее всего, она для этого не прибегала к обычным для актрис уловкам - не флиртовала с режиссерами и продюсерами, не занималась саморекламой, избегала тусовок, интервью давала крайне редко.
Кэтрин Хепбэрн, янки из Коннектикута, была женщиной суровой и часто резкой, ее язычка побаивались. Она не носила платьев с глубокими разрезами, в жизни почти не пользовалась макияжем, предпочитала брюки-клеш и лицо такое, каким оно появилось на свет. Видимо, сыграло роль то, что мать ее была суффражисткой, чуть ли не с пеленок внушавшей ей, что женщина создана равной с мужчиной и не должна унижать свое достоинство ни при каких обстоятельствах. Отец, известный врач, разделял эти передовые взгляды жены.
Однажды Кэтрин сказала: "Я часто думаю: приспособлены ли мужчины и женщины жить вместе? Может быть, им лучше жить по соседству и время от времени навещать друг друга". Все это не означает, что необычная звезда довоенного Голливуда была "синим чулком", чуралась мужчин и так далее. Главная легенда о ней - это ее 25-летний роман со Спенсером Трейси, одним из американских кумиров той поры. Они именно навещали друг друга, потому что Трейси, твердокаменный католик, не мог пойти на развод и оставался женатым с 1928 года и до самой своей смерти в 1967 году.
Вполне возможно, что суровая философия Хепбэрн была вынужденной, потому что все эти четверть века они с Трейси были неразлучны - насколько это позволяли обстоятельства. Сыграв вместе впервые в 1942 году в романтической комедии "Женщина года" (за девять лет до этого она уже завоевала первый "Оскар") и полюбив друг друга, как говорится, с первого взгляда, потом они снимались рядом в главных ролях еще восемь раз. Самый, пожалуй, значительный из этих фильмов - "Угадай, кто пришел к нам на ужин", революционный по тематике для того периода: они играли родителей девушки, которая вышла замуж за негра.
Это был их последний совместный проект - через несколько недель после завершения съемок Трейси скончался. А Хепбэрн стала обладательницей второго "Оскара" и продолжила свою кинокарьеру. Ее контракт включал право выбора партнеров, и ими становились самые громкие имена "золотой эры" Голливуда - Джон Бэрримур, Джеймс Стюарт, Кэри Грант, Хэмфри Богарт. В "Золотом пруде" (1981) она играла с Генри Фондой, и оба удостоились "Оскара". К этому времени она уже страдала неизлечимой неврологической болезнью, от которой у нее тряслась голова. Но Хепбэрн продолжала сниматься до 1994 года ("Любовная связь" с Аннет Беннинг и Уорреном Битти в главных ролях), после чего удалилась на покой в коннектикутскую фамильную усадьбу.
Там она и умерла - тихо и мирно, около трех часов воскресного дня 29 июня. Ей было 96 лет. Она была последней могиканшей "золотой эры". Эпитафию себе, как заметил один из ее друзей, она заранее сама себе сочинила: "Я не жалею ни о чем, что я делала, если я получала в то время от этого удовольствие". Мятежная Кэтрин осталась верна себе до конца.