08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ" РАЗДУЛИ ПОЧЕМ ЗРЯ

Павлючик Леонид
Статья «"БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ" РАЗДУЛИ ПОЧЕМ ЗРЯ»
из номера 118 за 01 Июля 2003г.
Опубликовано 01:01 01 Июля 2003г.
Печально, но факт: юбилейный, 25-й по счету Московский международный кинофестиваль оказался самым неинтересным, вялым за все последние годы. Несмотря на энергичные заявления отборочной комиссии, что конкурс в этом году дивно как хорош, на деле многое оказалось совсем иначе...

Почти после каждого пресс-просмотра журналисты выходили, уныло чертыхаясь и отпуская непарламентские выражения в адрес отборщиков фестиваля. Схожие чувства испытывали, по некоторым сведениям, и члены жюри, которые, говорят, были просто возмущены уровнем конкурсной программы. Однажды даже просочился слух, что голландскую ленту "Лунный свет" высокий ареопаг собирается снять с конкурса ввиду ее полной эстетической и этической несостоятельности. Обошлось, правда, без скандала. Но не случайно на торжественной церемонии закрытия председатель жюри Сергей Бодров специально поблагодарил терпеливых московских зрителей, которые не бросали жюри в одиночестве, хотя с их стороны это и была подчас немалая жертва...
В самом деле, из 19 заявленных в конкурсе лент едва ли не дюжина работ оказалась весьма низкого качества. Думается, именно поэтому центральные газеты впервые за последние годы не освещали подробно конкурс: нельзя же день за днем писать одно и то же: "плохо", "кошмарно", "так себе"... Изредка, правда, критики оживлялись, находя ростки чего-то нового, талантливого то в одной ленте, то в другой, и все надеялись: вот сейчас нам наконец покажут фильм-событие... Когда же на экране прошли титры последней картины, стало ясно: настоящего, большого фильма, за который можно было простить этот изнурительный десятидневный киномарафон, в конкурсе на этот раз нет. В прошлые годы, помнится, под занавес фестиваля все-таки что-то появлялось: то Кането Синдо с философичным фильмом "Жажда жизни", то Кшиштоф Занусси с оптимистично-горькой лентой "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем", то братья Тавиани с эпическим "Воскресением" или Александр Рогожкин с обаятельной "Кукушкой"... В нынешнем году - ровное плато, пустыня, в лучшем случае - холмистая лесостепь, поросшая редкими кустиками. На этом фоне внеконкурсный "Догвилль" Ларса фон Триера - главная сенсация недавно состоявшегося Каннского фестиваля - смотрелся огромной корабельной сосной, а может, и целой рощей сразу. Но нам об участии таких фильмов в конкурсе ММКФ сегодня приходится только мечтать...
Ну а из того, что было, жюри в целом "слепило" вполне приемлемое решение - за одним исключением, но об этом чуть позже. Итак, приз за лучшую женскую роль получила Синобу Оотакэ, очень выразительно, сочно сыгравшая в загадочной, полной мистики и юмора притче "Сова", думается, до конца понятной только японцам. Награда за лучшую мужскую роль досталась Фарамазу Гарибяну из наивного, но чистого и гуманного иранского фильма "Танцуя в пыли". Призом за лучшую режиссерскую работу был отмечен молодой режиссер из Южной Кореи Чан Чжун Хван, обрушивший на зрителей в барочно-избыточной черной комедии "Спасти зеленую планету" целый каскад новых технологий, от которых голова пошла кругом даже у видавших виды кинематографистов. На уязвимость нравственной позиции режиссера в этой ситуации, видимо, решено было закрыть глаза. Молодые российские режиссеры, авторы фильма "Коктебель" Борис Хлебников и Алексей Попогребский, которым я прогнозировал награду за лучший дебют, получили на фоне общего бескартинья более высокую оценку своего труда - специальный приз жюри. Ложку дегтя в призовую бочку с медом подмешала, правда, знаменитый польский режиссер Агнешка Холланд. Вручая награду, она подарила ребятам от себя еще и пару ножниц: чтобы они почаще пускали их в ход, безжалостно вырезая длинноты, ненагруженные смыслом паузы, которых в "Коктебеле", заметим от себя, хватает.
Ну а главный приз фестиваля достался испанской картине "Божественный огонь", которая, на мой вкус, никак не выделялась на общем среднем фоне. Это скромная по своим художественным достоинствам и спорная по концепции лента, в которой на полном серьезе обсуждается версия, будто бы знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка не погиб в годы гражданской войны, а чудом уцелел после расстрела, лишившись, правда, при этом рассудка. И теперь он бродит по современным улицам Гранады, просит подаяния, а в минуты постигшего его через 40 лет просветления вспоминает строчки своих стихов, наигрывает пассажи из классических пьес на фортепиано... Не знаю, как воспринимают этот фильм испанские зрители, а лично мне было бы чудно смотреть картину, скажем, об "ожившем" Гумилеве или о Пушкине, чудом спасшемся после дуэли у Черной речки и просящем милостыню на Хитровом рынке...
Мне кажется, было бы куда честнее вовсе не вручать в этом году главный приз фестиваля (говорят, такая возможность обсуждалась), но смелости на подобный радикализм у жюри не хватило. В итоге "Божественный огонь", снятый никому не известным режиссером Мигелем Эрмосо, о котором фестивальный каталог скупо сообщает, что он автор 8 неназванных фильмов, был раздут вполне искусственно. Не случайно ни международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ), ни жюри российских критиков, ни федерация киноклубов "Божественный огонь" не заметили. С жюри солидаризировалась только публика кинотеатра "Пушкинский", поставившая этому фильму самый высокий балл по итогам зрительского голосования.
Что ж, главная награда юбилейного киносмотра, как говорится, нашла своего героя. Но это не отменяет вопросов к отборочной комиссии фестиваля, которая год за годом не может собрать по-настоящему сильную конкурсную программу. Надо, увы, признать, что ММКФ все больше превращается в "ознакомительный" киносмотр, когда подлинный ажиотаж возникает вокруг каннских, венецианских, берлинских "хитов", как было в этом году с уже упоминавшимся "Догвиллем", с "Нашествием варваров" канадца Дени Аркана, а конкурс смотрят только приговоренные к этому тугоподъемному делу критики и жюри. Вряд ли для кинофестиваля класса "А", каковым является Московский международный, такую художественную стратегию можно считать состоятельной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников